В общей психологии установка применяется при исследовании целенаправленного поведения животных, психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера. В социальной психологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения установки, например, под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.
Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении се роли в регуляции деятельности. Основные функции установки в деятельности:
а) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям.
Эффекты установки непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности. Вследствие этого общим методическим приемом изучения феноменов установки является прием «прерывания» деятельности.
Таким образом, установка личности заключает в себе избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй. Установка личности, в которой активизировано определенное перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, вообще в познании человеком действительности. В этом смысле она составляет то, что можно бы назвать апперцепцией, в нашем понимании, т.е. апперцепцией не представлений самих по себе, а всего бытия личности.
Само понятие «установка» формировалось на протяжении длительного времени. Впервые этот термин был употреблен во второй половине XIX века.
Исследователи склонны рассматривать установку двояко: как феномен сознания и как феномен поведения, что находит свое отражение в попытках содержательного определения данного понятия.
Согласно Г. Оллпорту, занимавшемуся исследованием установки как человеческой активности, термин «установка впервые введен в научный обиход Г. Спенсером в книге «Первые принципы» (1862). По Спенсеру, наше суждение по тому или иному вопросу напрямую зависит от душевной установки (Attitudeofmind), которой мы придерживаемся при выслушивании противоположного мнения. Установка, таким образом, выражает позицию человека при рассмотрении определенного вопроса.
Г. Оллпорт (1935) выделяет 2 типа установок: одни побуждают (drive) поведение, другие направляют (direct) его. Первые он назвал мотивационными установками, вторые – инструментальными. Его определение установки до сих пор остается авторитетным в психологии.
Явлений установки было было проведено Л. Ланге в 1888 г. Согласно его данным, люди с неодинаковыми установками, отвечая реакцией на одинаковый раздражитель, тратили на проявление реакции различные отрезки времени.
В последующих экспериментальных исследованиях установка изучалась не как возникшее в результате моторной активности состояние, а как психофизическое состояние подготовки ко всякой активности.
Бихевиористы ввели понятие «моторной установки»: психологической подготовки человека к выполнению определенных моторных реакций. Таким образом, установка воспринималась «как вторичное явление, производное от основных психических процессов».
Г. Оллпорт, обобщил данные существующих исследований, собрав воедино те отдельные признаки, которыми можно было бы охарактеризовать понятие установки (G.W. Allport, 1935). Таковыми являлись: 1) установка представляет собой ориентацию человека на объекты действительности или социальные ценности, которые каким-то образом служат потребностям индивида и удовлетворяют их; 2) установка не есть психическое явление, определяющее автоматическое стереотипное поведение; она представляет собой импульс человеческой активности, направляющей ее в соответствии с требованиями среды; 3) в зависимости от обстоятельств интенсивность выявления установки колеблется от потенциального состояния до максимальной активности; 4) установка не носит инстинктивный врожденный характер, а создается на основе личного опыта индивида.
Согласно Г. Оллпорту, феномен установки был отнесен к сфере бессознательных психических процессов З. Фрейдом.
Позже понятие установки дополнялось или уточнялось различными исследователями и определялось либо как «неосознаваемая значимая социальная реакция» либо как «готовность к положительным или отрицательным реакциям по отношению к соответствующим объектам», или же как «состояние готовности мысли, чувства и действий человека по отношению к каким-либо социальным объектам». Таким образом, была обозначена социальная парадигма исследования установки.
По мнению Фримена, установки являются фактором, организующим и поддерживающим поведение. Он выделяет 2 функции по отношению к поведению: избирательность и обеспечение согласованности протекания поведенческих актов. Ф. Оллгторт пишет, что установка - это физиологический агрегат или структура, которая представляет собой зарождающуюся стадию любого поведенческого акта.
В структурном плане в установке большинство зарубежных исследователей выделяют 3 компонента: аффекты (эмоции), когнитивные образования (убеждения, мнения), поведенческие акты (реакции, привычки). Можно сказать, что установка трактуется ими как трехчленная структура с эмоциональными, интеллектуальными и поведенческими подструктурами, определяющими активность человека в окружающей его обстановке. Эта активность проявляется в виде отношений в 3 планах: общественном - вражда, сотрудничество, конформизм; личном - отношение к членам семьи, друзьям, знакомым, начальникам, недругам; групповом - отношения к людям, объединенным по профессиональному, расовому, религиозному, классовому признаку.
Над проблемой установки личности в отечественной науке работал Д.Н. Узнадзе, посвятивший ее изучению ряд интереснейших экспериментов, проведенных с исключительной последовательностью и систематичностью и установивших ряд закономерностей образования, концентрации, иррадиации, переключения установки. Узнадзе стремился рассматривать психологию в целом под углом зрения установок. Установка, по Узнадзе, – это такое отношение потребностей к ситуации, которое определяет функциональный статус личности в данный момент. Установка процессуальна и носит, как показывают исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников, фазовый характер. Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности, определяющая реальную позицию в конкретном действии.
Научная деятельность школы Д.Н. Узнадзе в области психологической установки, в отличие от так называемых «малых теорий», по выражению Ш.А. Надирашвили, была связана с попыткой создания «большой теории», определением онтологического статуса установки. Если исследователи различных направлений фиксировали внимание на какой-либо одной стороне установки, то грузинскими исследователями предпринята попытка объяснения природы психической активности, установки как целостного сложного феномена.
По определёнию Ш.А. Надирашвили, она представляет собой «первичную реакцию индивида на воздействие действительности, возникающую в случае потребности и соответствующей ситуации».
Согласно И.В. Имеладзе, установка есть подлинно системообразующий фактор деятельности. Ни фиксированные установки, ни altitude, ни смысловые, ни целевые или операциональные установки играть эту роль не могут, т.к. они вторичные по отношению к. деятельности феномены.
Таким образом, установка есть модус субъекта, личности в каждый момент его деятельности. Установка есть факт отражения субъектом действительности.
«По основной мысли этой теории»,- указывал Д.Н. Узнадзе, – «существует не только психологическое отражение объективного положения вещей, но и целостноличное, а именно - установочное отражение. Следовательно, объективное положение вещей уже отражено субъектом, в свойствах установки до того, пока оно будет отражено в его восприятии, суждении, воспоминании».
Установка - бессознательное или неосознанное явление, но не неосознаваемое Бессознательное З.Фрейда - это вытесненное из сознания. Согласно теории Д.Н. Узнадзе, бессознательное – предшествующее сознательному.