Смекни!
smekni.com

Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом (стр. 11 из 21)

1.1.12 Русскость и русская ментальность

Россию (впоследствии - СССР) всегда отличала от стран Запада неравномерность исторического развития, "рваный ритм". История России примечательна, прежде всего, тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности при своей чрезвычайной дороговизне, в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи достигались в отдельных сферах деятельности.

Кроме того, многими исследователями отмечается некий стереотип, отражающий русский характер. Существует взаимосвязь между особенностями развития России и русским этническим характером. Для понимания сущности этнического русского характера очень важно также то, как узакониваются притязания индивидов на ту или иную ценность. Существуют два основных способа, с помощью которых человек признается законным обладателем какой-либо из них (можно назвать их "способами получения социального признания"): 1. "личный" - через экспертов или судей (ими могут быть все члены сообщества), признающих право именно этого конкретного индивида на обладание властью, богатством, почестями, мастерством и пр. (выборы президента, присуждение ученой степени, оглашение завещания и т.п.); 2. "безличный" - через рынок, когда притязания субъекта узакониваются с помощью акта купли-продажи. Возможны различные комбинации обоих способов, но принципиально они отличаются тем, что экспертиза оценивает именно этого конкретного человека, а для рынка конкретный человек сам по себе безразличен и имеет значение лишь как носитель какой-то социальной функции.

Наиболее существенное изменение характера происходит тогда, когда перестраивается структура этнических ценностей (в нее вводятся новые ценности, или из нее выбывают прежние, или меняется иерархия ценностей), причем перестройка ценностей может включать в себя "переоценку ценностей" (идеологическое обоснование отказа от старых и необходимости принятия новых ценностей), массовую пропаганду неизбежности и полезности изменений и властное введение в жизнь (или искоренение) образцов деятельности, утверждающих соответствующие ценности. Реально народный характер изменяется лишь тогда, когда социальные нормы, соответствующие измененной структуре ценностей, воспринимаются как естественные и привычные.

Именно в России впервые были сформулированы устойчивые теоретические этнопсихологические взгляды и проведены первые исследования национально-психологических особенностей ее народов. В 80-е и 90-е годы ХХ века складываются научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнопсихологии. В Институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этносоциологии, преобразованный впоследствии в отдел социально-психологических проблем национальных отношений, возглавляемый Л.М. Дробижевой. В ИП РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория психологии межгрупповых отношений под руководством П.Н. Шихирева. В С-ПбГУ активно разрабатывает проблемы этнической психологии коллектив во главе с А.О. Бороноевым.

1.1.13 Этнический конфликт

Предмет этнического конфликта - конкретная проблема, вокруг которой складывается конфликтное взаимодействие этнических групп (2, с.25-30). Этнические конфликты возникли в глубокой древности (межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, то есть за обладание средой обитания). С возникновением государственности государство выступает как мощный организующий фактор в этнических процессах, в том числе в этнических конфликтах. ХХ век является столетием небывалых социальных потрясений. Западное обществоведение давно окрестило ХХ век веком национализма, более того, в исследованиях последних лет содержатся прогнозы, что национализм будет играть ведущую роль и в ХХI веке.

После распада СССР на его бывшей территории обострились многие этнические конфликты, и это связано с рядом факторов. Во-первых, произошло кардинальное изменение этнической структуры и этнической стратификации общества: многочисленное русское и русскоязычное население бывших союзных республик приобрело статус национальных меньшинств, а воспринимаемый статус национального меньшинства невысок, даже если отсутствуют явные виды дискриминации. Во-вторых, распад СССР после обретения независимости обострил проблемы сепаратизма в России, Украине, Молдавии, Грузии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Литве. В-третьих, сформировались конфликтные ситуации между сопредельными государствами-бывшими союзными республиками. Кроме того, новые независимые государства оказались вовлеченными в систему геополитических отношений, которая, в свою очередь, претерпевает кардинальные изменения.

Развернувшиеся по всей территории бывшего СССР этнические конфликты, угроза актуализации латентных конфликтов и формирование новых конфликтных ситуаций породили ряд следствий. Важнейшим из них является миграция и проблемы русского и русскоязычного населения в новых независимых государствах.

По материалам опроса мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, обострение межнациональных отношений является одной из двух основных причин переезда, а мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Грузии, Литвы, Узбекистана, Армении, Кыргызстана, Латвии и Молдавии назвали межнациональные конфликты в качестве главного мотива своего отъезда. Эта же причина является основой и для внутрироссийской миграции, особенно выезда русских из Чечни и Тувы. Вторая причина – это социально-экономический кризис (15, с.176-178).

Проблема "коренных" и "некоренных" народов, взаимоотношения между этими слоями населения – одна из наиболее сложных проблем. Конфликтогенный потенциал взаимодействия этих этнических групп определяется, прежде всего, следующим: 1. Резкое изменение статуса этнических групп (превращение русских и русскоязычных общин в бывших республиках СССР из части всесоюзного национального большинства в национальное меньшинство резко понижает их политический статус независимо от официальной политики новых суверенных государств в отношении национальных меньшинств).2. Принципиально изменившаяся этнокультурная среда (расширяется сфера использования языков титульного этноса, одновременно сокращается использование русского языка, что имеет практическое и символическое значение для русскоговорящих общин, т.к обострение языковой проблемы – один из главных побудительных мотивов выезда русских и русскоязычных граждан из этих государств).3. Ставшие более отчетливыми культурно-антропологические различия (утратив Москву и Санкт-Петербург в качестве объединительных центров, азиатские мусульманские республики вовлекаются в естественный для них азиатский культурный пласт, включаются в сферу влияния традиционных центров азиатской культуры, т.к в обыденном лексиконе и средствах массовой информации Средней Азии уже давно сложилось деление населения на местное, т.е. азиатское и европейцев, а также выходцев с Кавказа).

Одним из основных аспектов противоречия между русским и нерусскими народами России являются противоречия в языковой сфере. Государственным языком РФ является русский язык – родной более чем для 80% населения, поэтому независимо от статуса других народов России носители русского языка оказываются в преимущественном положении, что неизбежно создает этнолингвистическую иерархию, а опыт развития языковых конфликтов в бывшем СССР свидетельствует, сколь потенциально взрывоопасной является эта сфера. Согласно Конституции России республики-субъекты федерации могут устанавливать свои государственные языки, что и было сделано в большинстве из них. В результате нетитульное население оказалось языковым меньшинством. Таким образом, в республиках-субъектах федерации складывается второй уровень этнолингвистической стратификации.

Так, все перечисленные выше аспекты межэтнических взаимодействий прямо или косвенно влияют миграционные процессы в этих государствах в целом и на социально-психологическую ситуацию каждой семьи вынужденных переселенцев в частности. Дети, как самая слабоорганизованная общность, с низким уровнем саморегуляции и наиболее зависимая от внешних условий в подобных условиях страдает больше всего (психически, морально, материально).

1.1.14 Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства

Вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, вовсе не всегда являются центральными, т.к для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни – работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени. Тем не менее, не следует игнорировать и психологические проблемы, связанные с групповым членством.

Нередко подобные проблемы возникают уже в детстве, в процессе формирования этнической идентичности, причем чаще всего с ними сталкиваются члены групп меньшинств. Группа меньшинства – не обязательно меньшая по численности группа. Это – низкостатусная группа, члены которой по своим физическим или культурным особенностям отличаются от других членов общества и подвергаются дискриминации (29, с.28). На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужих группах, так и этническое самоназвание. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л. Романовой (Беларусь), высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: "Люди там живут по-другому, не так как мы". Разные понятия – житель города, гражданин республики, член этнической общности – оказались для них равнозначными, и только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. Подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п. (Романова О.Л., 1994). Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках, но дети пытаются и оценивать этнические группы. Так, различия в степени выраженности этнической идентичности обнаружены у детей, живущих в разных гетерогенных средах. Когда этот показатель сравнивался у русских в Беларуси и Казахстане, то выяснилось, что этническая идентичность сильнее выражена у тех, кто живет в культурной среде, значительно отличающейся от собственной (в Казахстане). А для детей, живущих в Беларуси, культура народа которой близка к русской, осознание этнической идентичности не является жизненно важной проблемой (25, с.64).