Смекни!
smekni.com

Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом (стр. 7 из 21)

Этносоциальные установки формируют стереотипы чувствования, стереотипы поведенческих реакций, стереотипы познания окружающих людей. Воспитываясь в этнической среде, человек усваивает сложившиеся там ранее этносоциальные установки и стереотипы и руководствуется ими при взаимодействии со своим и чужими этносами. Оценивать этнические установки как плохие или хорошие неправомерно. Они существуют в реальности длительное время и способствуют выживанию этносов в окружающем этническом и социальном мире.

Принято выделять четыре варианта базовых этнических установок: 1) поведенческие реакции, дозволенные в своей, но не дозволенные в чужой этнической общности; 2) поведенческие реакции, дозволенные и в своей и в чужой этнической среде; 3) поведенческие реакции, не дозволенные ни в своей, ни в чужой этнической среде; 4) поведенческие реакции, не дозволенные в своей, но дозволенные в чужой этнической среде. Наиболее ярко этнические установки проявляются в невербальных формах общения (позы, движения, жесты, мимика, дистанция, интонации и пр), типичных для различных этнических групп. Базовые этнические установки создают предпосылки для формирования более сложной диспозиционной системы.

Этнические установки на восприятие своего и других народов основываются не только на знании традиций этих народов, в которых наиболее ярко представлены стереотипы поведения, и истории межнациональных отношений, в которой проявляются стереотипы восприятия друг друга, - в них обязательно содержатся эмоциональный и оценочный компоненты. Одно и то же поведение в зависимости от отношения к его субъекту может интерпретироваться полярно: "наглость - внимательность", "безответственность - очень большая занятость", "небрежность - творческое отношение к делу".

Таким образом, этнические установки формируют: 1. этнические стереотипы восприятия друг друга; 2. этнические стереотипы интерпретации и оценки поведения друг друга; 3. этнические стереотипы поведения в окружении своего и чужого этносов.

Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно- и онтогенезе. Поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка. Поступать подобным образом принято, стереотипизировано.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Этническое в личности - целостная система диспозиций, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде.2. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагающие установки, регулирующие этническое поведение.3. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедеятельности этнической общности и ее основными потребностями.4. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств представителей своей и чужих этнических общностей, стереотипы их поведения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодействия.5. Представители разных этносов различаются не набором личностных качеств, а спецификой базовых этнических установок на приемлемость либо неприемлемость того или иного стереотипа поведения в своей и чужих этнических общностях.

1.1.8 Этнические ценности

В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый в фило- и онтогенезе.

Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совместной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внутри группы, этноса) и вертикальная (межпоколенная) передача ценностей. Индивид, принявший присущую группе систему ценностей, становится носителем группового сознания. Если же речь идет об этнических ценностях, то употребляется термин "этнофор", обозначающий индивида как носителя этнического сознания. Поэтому этнические ценности всегда двойственны по своей структуре, так как психологичны по локусу существования и социальны по функции.

В этнической психологии существует несколько классификаций этнических ценностей. Одна из последних предложена А.О. Бороноевым и П.И. Смирновым, на примере русского этноса выделившими 5 групп ценностей: 1) модусы социальной значимости, включающие в себя целевые ценности субъекта деятельности (духовность, знания, слава, мастерство, дело, власть, богатство); 2) инструментальные ценности социального происхождения (право, справедливость, свобода, солидарность, милосердие); 3) инструментальные ценности природного происхождения (жизнь, ум, здоровье, ловкость, сила, красота); 4) целевые ценности субъекта, содержащие в себе характеристики природной среды (вещество, энергия, пространство); высшие общечеловеческие ценности (бог, общество, родной народ, человек ("ближний").

Присущий этническим ценностям аффективный элемент реализуется через индивидуальные и коллективные ценностные отношения к действительности, которые фиксируются в идейно-психологических формах (в которых отражены представления о действительности, желаемом, должном, справедливом): мнениях, образах, персонификациях общественных отношений.

Выделяются также различные стороны отражения этнического в структуре личности. Наиболее проработанные в теоретическом плане концепции этнического предлагают многоуровневую структуру этого социально-психологического образования. Национальная идеология, вырабатываемая государством и обществом в виде социальных институтов. Это теоретически оформленная система взглядов этнофора на: национальные проблемы, национальные интересы, национальные (этнические) ценности - высший уровень национального, когда сильны когнитивные элементы, аффективные элементы много слабее, но могут вноситься в национальную идеологию осознанно. Такие идеологии всегда строятся при обильном использовании мифов, стереотипов, предрассудков, "образа врага", а такое понимание этнического фактически воспроизводит структуру стереотипа, в том числе этнического стереотипа, где принято выделять когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

Процесс формирования и становления у индивида этнического проходит ряд стадий, соответствующих уровням диспозиционной регуляции социального поведения личности. Базирующаяся на ценностных ориентациях личности система диспозиций в качестве регуляторов социального поведения личности впервые была предложена В.А. Ядовым: 1 уровень этнических диспозиций соответствуют национальные чувства (в процессе социализации (этнизации) вырабатывается комплекс стойких поведенческих реакций на представителей своего этноса.2. Зрительское, а затем и непосредственное участие в ритуалах, основанных на национальных традициях (национальная психология).3. уровне национального самосознания (примат когнитивных компонентов над аффективными).4 уровень национальной идеологии (усвоение (интериоризация - по Л.С. Выготскому) выработанных обществом и государством концепций этнического, схем межэтнических отношений, представлений об этносах, норм поведения в полиэтническом социуме, идеалов "желаемого будущего", "справедливого будущего", "базовой для конкретного этноса личности" и других идеально-ценностных конструкций, призванных выполнять регулирующую функцию в обществе).

Диспозиционный подход к пониманию этнического как ценности, проявляющейся в поведении, выводит нас на проблему усвоения индивидом как человеком конкретного этноса определенных матриц поведения, вырастающих из этнических стереотипов. Общество через систему санкций и поощрений способствует полному и адекватному в случае благоприятной социальной ситуации усвоению этнического стереотипа поведения. Он поддерживает индивида в реализации данного стереотипа поведения, облегчает его становление и развитие. Окраска в ценностные тона стереотипов поведения, вырастающих из этнических традиций, обычаев, норм, играет социально-регулирующую роль.

Таким образом: 1. Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям. 2. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему): национальные чувства, национальная психология, национальное самосознание, национальная идеология. Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровождается двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных элементов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффективных элементов. Только на уровне национальной идеологии возможно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием. Набор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней. 3. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межличностном уровне зависят от характера коммуникативного поведения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом общении должно исключать пересекающиеся коммуникации - следствие общения с разных уровней этнических диспозиций. 4. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять переживания этнического как ценности и выступать фактором дестабилизации межэтнических отношений. 5. Наряду с традиционными средствами этнической консолидации (флаг, греб, гимн) существуют и более современные: этническая элита и истеблишмент, баланс между которыми влияет на стабильность государства и общества. Национальная идеология вырабатывается элитой, однако ее реализация осуществляется истеблишментом.