Смекни!
smekni.com

Проявление эмоций в конфликте (стр. 4 из 10)

«...Ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием».[14] Кроме того, в деятельности каждого человека бывают предвидимые им критические пункты. При приближении к ним нарастает напряжение, по минованию такого пункта происходит разрядка. Деятельность также может характеризоваться разной степенью противоречивости и, соответственно, протекать более или менее спокойно или на фоне эмоционального возбуждения. Эти три измерения эмоциональных процессов зафиксированы в теории эмоций В.Вундта. Проиллюстрируем это графической Схемой 1.


Схема 1


Схема 1. Параметры измерения эмоций по В.Вундту

В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния.

В.Вундт не ограничился только попыткой классификации эмоций в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил гипотетические кривые, выражающие, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений. Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая — с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего — аффекты. Проиллюстрируем это положение Схемой 2.


Схема 2.

схема 2. Гипотетические кривые эмоциональных изменений В.Вундта

Таким образом, теория В.Вундта охватывает все многообразие эмоциональных процессов с учетом их характеристик.

Эмоции функционируют особенным образом, отражая не объективное состояние внешней реальности, а, скорее внутреннее состояние личности и ее отношение к окружающему. При проявлении личностью пассивности – эмоции отражают состояние, при проявлении активности – отношение. «В эмоциях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания».[15] Не всякая эмоция – переживание, но всякое переживание имеет эмоциональную сущность. Любой человек, прежде чем принять важное решение, изменить что-то в жизни проходит путь более-менее интенсивных переживаний, и жизненные события вспоминает, восстанавливает именно как свои переживания по поводу. Выбор человека изменить себя или окружающее связан с ростом и развитием личности и индивидуальности человека. «Эмоциональность... в той или иной мере входит с ними [событиями] в построение личности»[16].

С.Л. Рубинштейн описал виды человеческих переживаний, выделяя три их уровня: аффективно-эмоциональной чувствительности, предметные чувства, обобщенные мировоззренческие чувства.

На уровне аффективно-эмоциональной чувствительности эмоциональный тон приобретают ощущения. Отражают, в общем-то, органическое самочувствие человека. Эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер.

На уровне предметных чувств чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Обычно чувства подразделяют по предметной сфере, к которой они относятся. Они подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Ценность этих чувств зависит от того, к какому объекту и какое отношение они выражают. Согласно нашей теме, наибольший интерес представляют моральные чувства, которые С.Л. Рубинштейн характеризует как слияние в переживании чего-то объективно-общественно значимого вместе с личностно значимым.

Мировоззренческие чувства человека выражают его мировоззренческие установки. К мировоззренческим чувствам относятся чувство юмора, чувство трагического, чувство иронии и т.п.

Наряду с основными переживаниями человека, С.Л. Рубинштейн рассматривает аффекты и страсти.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. В момент аффективного взаимодействия происходит сужение сознания. Аффекты препятствуют разумности поведения. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке.

Страсти – очень сильные стойкие чувства с ярко выраженным волевым моментом стремлений. Представляет собой единство эмоциональных и волевых стремлений. Сближается с чувствами по интенсивности эмоционального возбуждения.

Настроения как переживания не предметны, а личностны. Представляют собой краткосрочные общие эмоциональные состояния.

Часто в качестве эмоционального процесса проявляющегося в конфликте рассматривают стресс. Полагаем, что это не так. В конфликте содержится стрессогенная возможность и стресс является последствием конфликтной ситуации для личности. Но эмоциональные процессы и стресс все же различны. «Развести» их сейчас важно для дальнейшего хода наших рассуждений. «В пользу разделения механизмов стресса и эмоций говорят следующие данные:

1. Эмоции разнонаправлены (положительные и отрицательные), их механизмы различны, а стресс всегда однонаправлен – на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций.

2. Величина стрессовой реакции прямо зависит от силы стрессора, а иногда и превышает ее. У эмоций эта зависимость более многозначна и значительно менее жестка.

3. При всем внешнем сходстве исполнительных структур мозга конкретные зоны их инициации различны.

4. Стресс и эмоции выполняют разные функции».[17]

Индивидуальность переживаний проявляется в содержании человеческих чувств, в том, на что они направлены и на чем сосредоточены. Также различия эмоциональных особенностей личности выражаются в эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости. Эти различия существенно характеризуют темперамент человека. Чувства характеризуются силой, глубиной, широтой распространения, прочностью.

Эмоциональные процессы проявляют себя, прежде всего, в важнейшей сфере человеческой жизни - общении. Хорошо известно, что люди способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга. Это возможно потому, что качество эмоционального переживания неизменно, независимо от пола, возраста, национальности человека, хотя в последнем случае имеются некоторые национально-культурные различия. «Ассоциации между чувствами и мыслями, действительно, подвержены изменениям. Они меняются по мере взросления и становления человека, под влиянием тех или иных событий и зависят от множества причин, но само переживание конкретной эмоции, будь то эмоция радости, печали или гнева, остается неизменным».[18]

Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на партнера по общению. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.


2.2. Переживание межличностного конфликта

Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страха по отношению к другому.

К. Изард, анализируя эмоциональный мир человека, пришел к заключению о существовании базовых эмоций, протекающих в именно как эмоции, а не чувства или комплексы чувств. Многие из этих эмоций являются врожденными. Базовые эмоции, в основном, отрицательные. Из положительных можно назвать интерес и радость. Имеет парадоксальную окраску удивление. Остальные эмоции, проявляющиеся в конфликте и поддерживающие проявляются в негативных переживаниях:[19] страдание – негативное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, которое до этого представлялось более или менее вероятным. Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками личности. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, поведением объекта чувства. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации об угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся из-за несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям. Характер эмоции открывается человеку в непосредственном переживании. Каждая из эмоций лежит в основе спектра состояний, различающихся по степени выраженности. К.Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха. Такая трактовка тревожности не единственная. Многие авторы заостряют внимание на том, что тревожность возникает и производит свою, часто разрушительную работу на организмическом уровне, характеризуют характер тревожного человека как застенчивый или опасливо-боязливый. Кроме того, замечено пристрастие тревожных людей ценить, придавать большое значение и смысл безопасности. Все это наталкивает на соображения, что тревожность, выступая, с одной стороны, эмоциональным процессом, с другой является в качестве черты личности, обусловливающей постоянство «веера» проявления определенного класса эмоций и чувств. Говоря о черте личности, мы имеем в виду «описательную переменную, фиксирующую интегральную диспозиционную стратегию поведения человека».[20] Предполагается, что психическая регуляция совершается на трех уровнях, на которых, собственно, и определена черта: на уровне конституционально обусловленных диспозиций (как правило, это свойства темперамента или нервной системы), на уровне социально обусловленных диспозиций (характер), на уровне самосознания (смыслообразование, категоризация идей). Согласно уровням выделяются классы черт личности: конституциональные, индивидные, личностные. Это означает, что в каждой личностной черте ведущим является тот или иной уровень, не заменяя и не нейтрализуя действия других уровней. Речь идет об уровневой иерархии. Даже в житейском смысле, характеризуя человека, мы подчеркиваем, в основном, эмоциональные параметры его личности: злой, веселый, «тормознутый», взрывной, медлительный и т.д. до бесконечности, имея в виду наиболее часто переживаемые им состояния, закрепившиеся в виде личностных черт. С.Л. Рубинштейн для фиксации таких «эмоциональных постоянных» использует понятие эмоциональности личности. Столь долгое рассуждение необходимо нам для того, чтобы сделать важное для нашего исследование утверждение: в конфликтных взаимоотношениях, являющихся по сути эмоциональными, важны личностные черты, отражающие постоянство эмоциональности человека, т.к. их «сквозная» организация обеспечивает целостную реакцию организма на конфликтные ситуации.