В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.
Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности [5, с.29].
Неуверенность в своем отождествлении характерна для людей нашей культуры. Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно перестает удовлетворять.
Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов, проявляющих шизоидные черты, неуклонно растет. Типичное для нашего времени психическое затруднение - не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип.
Не стоит забывать о том, что человек ощущает реальность мира только через собственное тело (через органы чувств). Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека [23, с.87].
Дыхание происходит спонтанно и непрерывно, оно дышит нами в течение всей жизни, но в то же время мы можем направленно влиять на него и формировать его осознанно. Веками был известен тот факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались от активных вмешательств в дыхательный процесс до методов духовных практик. Во многих случаях работа с дыханием проводилась ради достижения состояния "просветления" или для приближения человека к Богу. В некоторых примитивных религиях неофиты переживали ритуальную смерть, задыхаясь от дыма, или в результате перехватывания дыхания при зажатии сонных артерий. Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания - гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Хорошо разработанные методы такого типа можно найти в древнеиндийской науке о дыхании - Пранаяме. Более утонченные методы занимают особое место в практике буддизма [19, с.246].
Иногда подобные приемы усиливают релаксацию, причем настолько, что вызывают галлюцинации. Случаются сильные переживания, связанные с приливом чувства любви ко всему человечеству, единение с природой, Богом. Мы не ставим себе целью рассматривать подобные трансцендентные переживания, но тем не менее не отрицаем обширных возможностей методов холотропного дыхания в работе с шизоидными проявлениями некоторых клиентов как средства, помогающего большей идентификации сознания человека и его тела. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Это основное правило, которым руководствуются представители телесно-ориентированной терапии в целом, несмотря на то, что существуют расхождения во мнениях относительно других методов в разных направлениях этого вида терапии.
По мнению многих исследователей, дыхание соединяет сознание и подсознание. Понимание посреднической природы дыхания также приводит к осознанию того факта, что дыхание не только является регулирующей силой для других систем, но и само регулируется различными влияниями. Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом.
Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст.
Термин "образ" - это символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами [9, с.213].
Понятие образа тела это не совсем наше представление о теле как организме. Это более широкое понятие - это мир символов, ассимилированный в теле. По мере развития телесности, «окультуривания» тела происходит разделение Я и не-Я обретение ребенком статуса отдельного субъекта, формирование идентичности. Речь идет не о теле, которое имеешь, как физиологическую систему, а о теле, которым являешься, которое ты есть. Что же подразумевается под “телом”, которым ты являешься, которое ты есть? Здесь имеется в виду человек, весь человек как личность в том виде (образе жизни), в котором он не только познает (испытывает) себя, но и живет. Это есть тело, как чувственно осязаемый образ, в котором я как личность присутствую в мире, мое окружение реально воспринимает меня, а я воспринимаю других.
В психоаналитической теории и практике активно рассматривается феномен телесного образа, формирование Я и четких границ Я через освоение и познание тела и его границ, через создание особого пространства «ощущения себя». Это тесное единство телесного опыта и образа Я было показано еще Фрейдом З. (1924): «Я выводимо из соматических ощущений в последней инстанции, прежде всего поступающих с поверхности тела. Следовательно, Я может рассматриваться как психическая проекция поверхности тела наряду с тем, что представляет собой поверхность психического аппарата» [16, с.315].
1.3 Осознание собственного тела
Мы осознаем собственное тело как собственное бытие: мы также видим и осязаем его. Тело — это единственная часть мира, которую можно чувствовать изнутри; в то же время его поверхность доступна внешнему восприятию. Тело для нас — объект; сами мы также являемся этим телом. Конечно, существует различие между ощущением себя как тела и моим восприятием себя как объекта, но оба ощущения неразрывно взаимосвязаны. Восприятие тела как объекта, который строит себя для меня, и ощущение состояния собственной «телесности» одинаковы и неразделимы, но их возможно различать: чувственные ощущения переходят в осознание физического состояния.
Осознание существования нашего тела — в норме представляющее собой незаметный, нейтральный фон для сознания и не оказывающее никакого влияния на его деятельность — в целом подвержено разнообразным необычным изменениям: половое возбуждение, страх или боль настолько глубоко затрагивают телесную природу человека, что способны полностью поглотить личность и либо побудить ее к активным усилиям, либо уничтожить ее.
Наше тело становится для нас объектом, поскольку мы осознаем, что оно следует каждому нашему движению не как ясно очерченный посторонний предмет. но как наше интуитивное представление о собственной трехмерности. Этот феномен был прояснен Хедом (Head) и Шильдером (Schilder). Согласно Хеду, пространственные впечатления — кинестезические, тактильные, зрительные — конструируют организованные модели нас самих: для обозначения этих моделей предложен термин схема тела. То, как мы реагируем на физические ощущения, как мы осуществляем движения, поддерживается благодаря связи, существующей между нашими ощущениями и движениями и предшествующими им впечатлениями, неосознанно присутствующими в схеме нашего тела.
Осознание нашего физического состояния (нашей «телесности») и пространственная «схема тела» вместе составляют целое, которое Вернике обозначил термином соматопсихика [6, с.145]. Осознание телесности должно анализироваться с точки зрения физиологии, исходя из специфических чувственных восприятий, которые составляют его основу. В осознании телесности определенную роль играют все чувства; при этом роль зрения и слуха наименее существенна — за исключением случаев, когда внешнее содержание сопровождается интенсивными стимулами, порождающими физические ощущения. Вкус и обоняние играют более значительную роль. Еще важнее роль физических ощущений, которые распределяются по следующим трем группам: поверхностные ощущения (ощущение температуры, влажности, тактильные ощущения и т. д.), ощущения, относящиеся к движению и положению тела в пространстве (кинестезические, вестибулярные), ощущения, указывающие на состояние внутренних органов. Физиологическая основа всех этих ощущений кроется в нервных скончаниях, хорошо изученных с гистологической точки зрения. Возможно, приведенный перечень отнюдь не исчерпывает всего многообразия наших ощущений.
Осознание телесности подлежит феноменологическому объяснению через связь с нашим переживанием тела как целого. Тесная связь между телом и сознанием «Я» лучше всего проявляется в опыте мышечной деятельности и движения, несколько хуже — в ощущениях, источником которых служат сердце и система кровообращения, еще хуже — в вегетативных изменениях. Специфическое чувство физического существования проистекает из следующих моментов: движение и осанка, форма, легкость и изящество или, наоборот, тяжеловесность и неуклюжесть наших движений, впечатление, которое, как нам кажется, наше физическое присутствие производит на окружающих, наша общая слабость или сила, изменения в состоянии наших чувств. Все перечисленное — это моменты нашей вита. льной личности. Пределы, в которых мы ощущаем свою единственность, равно как и устанавливаем расстояние между собой и своим телом, изменчивы. Расстояние достигает максимума при медицинском самонаблюдении, когда мы видим в собственных страданиях только симптомы и рассматриваем собственное тело как некий чуждый объект, состоящий из одних только анатомических фактов, или как внешнюю оболочку, совершенно отличную от нас самих — то есть ни в коей мере не идентичную нам, хотя и находящуюся с нами в неразрывном единстве.