Смекни!
smekni.com

Психические процессы состояния и образования (стр. 3 из 10)

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по ко­торому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени — это отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности яв­лений действительности. Специального, самостоятельного ана­лизатора времени нет. В основе восприятия времени лежит рит­мическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в не­рвной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Определенное состояние нервных клеток становится сигна­лом времени, на основе которого у человека и у животных вы­рабатываются условные рефлексы на время. В лабораториях И.П.Павлова эти рефлексы вырабатывались у животных, когда их кормили через строго определенные промежутки времени. Если пищу давали через каждые 30 мин., то после ряда опытов выделение слюны у животных начиналось ровно на 30-й мину­те. Следовательно, время представляет собой такой же раздра­житель, как и материальные предметы и явления.

Однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. Движе­ния всегда характеризуются ярко выраженной растянутостью, дробностью, они дают отчетливое впечатление определенной быстроты и последовательности, что особенно важно с точки зрения восприятия временных промежутков.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних яв­лений другими, а также связано с представлениями о настоя­щем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, пе­риодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды вос­принятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это воспри­ятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно вос­принимать краткие промежутки времени человек может не бо­лее 0,75 сек. путем специальной тренировки в различении мик­роинтервалов времени. Если событие совершается очень мед­ленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сме­няют друг друга отдельные стимулы совершающегося во време­ни процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередо­вания стимулов, их размеренности при воздействии предме­тов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают:

♦ характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

♦ форму движения (прямолинейное, криволинейное, круго­вое, дугообразное и т. п.);

♦ амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

♦ направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

♦ продолжительность движения (краткое, длительное);

♦ скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

♦ ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибу­лярного, слухового и др.

Своеобразие представлений. Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкрет­ных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только об­раза предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий преврати­лась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Важнейшей функцией представлений является их сигналь­ная функция. Она становится наиболее действенной при появ­лении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную дея­тельность, И.П. Павлов показал, что они складываются по ме­ханизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представ­ления сигнализируют о конкретных явлениях действительнос­ти. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигатель­ного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществле­нии движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздейство­вавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий пред­стоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции ак­туализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом ре­шается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориен­тации деятельности организма человека на определенные пара­метры отражения воздействий окружающего мира.

Изучая физиологические механизмы произвольных движе­ний, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выпол­нение соответствующих движений. Действенность этой функ­ции состоит в обеспечении определенного тренирующего эф­фекта двигательных представлений.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при вос­приятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной плас­тичности центральной нервной системы. Сохранившиеся сле­ды возбуждений, которые имели место при известной активно­сти наших ощущений и восприятий, создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам образ как таковой с его конкретной структурой возникает в результате образова­ния условных временных связей в коре головного мозга благо­даря функции первой сигнальной системы. По определению И.П. Павлова, наши представления относятся к первой сигналь­ной системе, хотя и возникают у нас в связи со второй сигналь­ной системой, и вызываются словом, Действия первых сигна­лов у человека обычно сопровождаются словесным обозначе­нием. По мере неоднократного подкрепления слова первосигнальным раздражителем оно по механизму ассоциации становится причиной возникновения в коре головного мозга соответствующих нервных процессов.

Существует достаточно большое разнообразие представле­ний, тем не менее их все можно классифицировать. Все зависит оттого, по каким критериям это делать.

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы: обычно различают зрительные (образ че­ловека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкаль­ной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), ося­зательные (представления предмета, к которому прикасался ра­нее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе деятельности чело­века, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и бале­рины .— двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных и общих представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичны­ми). Единичные представления — это представления, основан­ные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются также по степени проявления во­левых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это пред­ставления, возникающие спонтанно, без активизации воли и па­мяти человека. Произвольные представления — это представ­ления, возникающие у человека под воздействием воли, в инте­ресах поставленной им цели.

Представления, наконец, различаются по продолжительности и бывают оперативными, кратковременными и долговременными.

Оперативные представления — представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для вы­полнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представ­лений для определения типа самолета, отметка о наличии кото­рого появилась на дисплее его локатора.