Смекни!
smekni.com

Психоанализ Зигмунда Фрейда (стр. 3 из 4)

Методы расшифровки бессознательного

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге ("Психопатология обыденной жизни"). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. В лекциях по введению в психоанализ, прочитанных им для желающих в начале нашего века, З. Фрейд приводит много примеров таких ошибок и их интерпретацию. В другой работе ("Остроумие и его отношение к бессознательному") шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы (и мне кажется, после некоторых наблюдений, что это действительно так).

Другим методом психоанализа является метод дешифровки сновидений. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает все механизмы взаимодействий сознательного и бессознательного. Наше “Я” совсем не так просто, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой основу психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов. Самым интересным в психоанализе является понятие перенаправления (сублимация) влечения, отклонение влечения от своей цели, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник, скульптор З. Фрейду напоминают ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их в произведения искусства. Сам этот дар остается в психоанализе необъяснимым: с неизвестно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в таком, конкретном произведении искусства. Единственное, что проясняет психоанализ, это производность прекрасного от эротики. Естественно, что такие идеи не всегда были поняты современниками, что многие яростно спорили с Фрейдом. Поэтому объективная оценка трудов Фрейда создаётся только после знаменитых "социальных революций" 1960-х годов, после которых о тайном и сокровенном стали говорить более открыто. Некоторые считают, что неофрейдизм стал одним из духовных инициаторов раскрепощения.

Проблемы психоанализа

Выяснение истинных причин разных проблем, тайных желаний человека рождает новую проблему - как доказать тому, кто не верит в существование у себя таких влечений и стремлений их наличие. Даже если человек и знает, что у него внутри, но не хочет это по каким-либо причинам признать, то ему не предъявишь неопровержимых доказательств. Один только метод анализа сновидений для противника психоанализа является архаичным. Метод этот, по их мнению, возвращает человечество на уровень колдовства, знахарства, гадания и других парапсихологических чудес. И, совершенно естественно, человек не признаёт результатов. Другой метод - анализа ошибок, также не снимает всех проблем. Действительно, всё можно (и иногда вполне обоснованно) объяснить усталостью, невнимательностью или просто природной рассеянностью. Человек не хочет признаваться в том, что его охарактеризует не с самой хорошей стороны и отказывается от того, что ему говорит психоаналитик. Подобные примеры приводит З. Фрейд и я наблюдал уже четыре таких случая в семье. Часто ссылаются не только на невнимательность, но и начинают критиковать теорию Фрейда за некоторые действительно спорные моменты. Всё это - также, наверное, одна из причин того, что психоанализ и учение о бессознательном стали предметом яростных споров. Даже если психоаналитик обнаружит что-либо опасное в замыслах или прошлом человека, он не сможет доказать это другим. Куда бы он ни обратился, везде его слова либо воспримут с недоверием, либо уже его обвинят в попытках оклеветать кого-то. Действительно, психика и мысль пока что остаются неподконтрольны, что с точки зрения психоанализа иногда плохо, а с точки зрения прав человека хорошо. На этом я закончу вопрос о рассмотрении психоаналитической теории и перейду к рассмотрению философских истоков учения З. Фрейда и того, что оно само дало философии.

Философия психоанализа

Психоанализ — не толь вид психотерапевтической иклинической практики. Одновременно он является философскимучением о человеке, социальной философией.Общая теория послужила фундаментом дляприменения психоанализа в различных областях знания: вэтнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии.Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основныефилософские идеи, осуществляется выход за пределы специальныхпроблем психотерапии и медицинской психологии, тогда какпоздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения спациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этогоопыта.Многие исследователи утверждают, чтопсихоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клиническогонаблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателемпсихоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по ихубеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века.Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния наФрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактнымразмышлениям философов, но и фактически никогда не обращался кфилософским трактатам. Другие исследователи считают, что некоторыефилософские идеи вполне моглиоказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций.

Среди философов, размышления которых о человеке дали толчок кформированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона,Шопенгауэра, Ницше и других.Разумеется, выдвижение Фрейдомпсихоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенныхв конце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было быневерным соотносить истоки возникновения психоаналитического ученияФрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были импочерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучныхдисциплин. Несомненно, этот источник та основа, на которую прежде всегообращают внимание, однако он не определяет и не ограничиваетценности работ. Теоретики психоаналитической ориентации долгое времярассматривалиФрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым,совершившего переворота науке. Не уменьшая роли Фрейда, можно сказать, что длянекоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии,было характерным признание существование "неразумной души", "неразумнойжизни", протекающей таким образом, что человеку становятся "неподвластнычувства". В философии XVII-ХVIII столетий напередний план осмысления выдвинулисьвопросы, связанные с пониманием природы психики, определением роли иместа сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том,следует ли рассматривать человеческую психику как наделеннуюисключительно сознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого,что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов,происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести запределы психической жизни человека. У Р. Декарта этот вопросрешался однозначно: он провозгласилтождество сознательного и психического, считая, что в психике человека нет ине может быть ничего, кроме сознательно протекающих процессов. Однако,в одной из работ он не только осуществляет классификацию страстей, но и пишет о борьбе,происходящей между "низшей" частью души, названной им "чувствующей", и"высшей" ее частью - "разумной", хотя и считает, что части души неимеют принципиальных различий и, поэтому, душа фактически одна. При этоммежду двумя частями души нетникакой борьбы, поскольку разум является предопределяющим.