Смекни!
smekni.com

Психоанализ Зигмунда Фрейда (стр. 4 из 4)

Против абсолютизации власти разумного начала в человеке выступил Б. Спиноза,выдвинувший положение, согласно которому влечение или желаниеесть сама сущность человека. Эти представления о соотношении разума и страстей,сознания и влечений человека нашли свое отражение в работах ряда философов,высказывавших сомнение по поводу тех или иных положений картезианскойфилософии. Одним из таких философов был К. Юм, который выступилпротив принятых представлений, что любое разумное существо сообразует своипомыслы с разумом. В рассужденияхСпинозы и Юма много сходного с тем, что позднее было выражено впсихоаналитическом учении Фрейда. Это, прежде всего, положение о том, что вжизнедеятельности человека предопределяющую роль играют егобессознательные желания или влечения, нежели сознание, разум. Кроме того,спинозовская трактовка желаний и влечений человека в качестве его самойсокровенной, основополагающей сути целиком и полностью разделяютсяоснователем психоанализа. Важное место в философииXVII-XVIII веков занимал вопрос о взаимосвязях между сознательными ибессознательными восприятиями, идеями и суждениями, который относится кфилософскому пониманию природы человеческого познания. Декарт признавалналичие у человека "неясных" и "темных" восприятий, возникающих в силудвойственного происхождения восприятий как таковых. В свою очередь Спинозаразличал "ясные" и "смутные" идеи.Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силусуществования таких актов сознания, для объяснения которых требуетсяпризнание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данныхсознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, считает он, ненарушается психическая непрерывность и становится понятным существопознавательного процесса с его сознательными актами. Некоторые идеи Фрейдаперекликаются с идеями, выдвинутыми Фихте, например, идеи, утверждающиебессознательное в качестве первоосновычеловеческого бытия, исходного материала, из которого происходит сознаниеили теоретическое положение, согласно которому переход от бессознательногок сознанию сопровождается у человека ограничением свободы, связанным сналожением различного рода запретов во имя сохранения и поддержанияжизни. Для Фрейда бессознательное уходит своими корнями вприродную данность человеческого существа, но не имеет, по сути дела,никакого отношения к конструированию объективной реальности.

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многихфилософских работах XIX века. Одним из философов, отстаивающихиррационалистическую линию в философской мысли, был Шопенгауэр.Аналогичных взглядов придерживается и Ницше. ФилософияШопенгауэра и Ницше оказала большое влияние наформирование психоанализа. Многие идеи этих философов в значительнойстепени предопределили различные психоаналитические концепции. Конечно,между психоанализом Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нетабсолютного тождества. Для Фрейда бессознательное - это преждевсего и главным образом нечто психологическое, подлежащее осмыслениюлишь в связи с человеком. Однако, рассуждения Шопенгауэра и Ницше оприоритете бессознательного над сознанием и рассмотрении бессознательного вкачестве важного, определяющего элемента человеческой жизни были близкиФрейду, который поставил всю эту проблему в центр своегопсихоаналитического учения. Следует упомянуть о немецком философе ио психологе Т. Липсе,который заявил, что бессознательные процессы представляют собой особуюсферу психического, требующую изучения.В период, предшествующий зарождению психоанализа, Фрейд неоднократнообращался к работам Липсе и, несмотря на то, что он пытался доказать, чтоиспользованное им понятие бессознательного не совпадает с той еготрактовкой, какая имела место у Липсе, ибо последний акцентировал вниманиена описательном аспекте данной проблематики, в то время как в психоанализеисследуются динамические стороны бессознательного, идеи этого немецкогофилософа оказали заметное влияние на Фрейда.Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблемебессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние на становлениепсихоаналитического учения Фрейда.Если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний омировоззрении, психологии и философии, тофрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихсяприменить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений,относящихся к человеку, обществу и культуре.

Среди последователей З. Фрейдаможно назвать А. Адлера и К. Юнга. В конце 30-х годов возник неофрейдизмсоединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнувкритике ряд положений классического психоанализа в толкованиивнутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции(иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущиекаждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести наисследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответитьна вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить ичто должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу,зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным емумиром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такойпричиной становится невозможность для индивида достичь гармонии ссоциальной структурой современного общества, которое формирует у человекачувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именнообщество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признаетсявраждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации еежизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должнопроизойти исцеление всего общества. К числу наиболее известныхпредставителей неофрейдизма относятся К. Хорни, Э. Фром, В. Райх, Г. Маркузе.Идеи неофрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имелиогромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру.Фрейд не рассматривает психические процессы как нечтопроизвольное, ничем не детерминированное.Хотя он не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытие человека вмире нередко зависит от случая, при том, что в самом мире действуют довольнострогие и устойчивые закономерности, он и не абсолютизирует рольслучайности в развитии мира. Фрейдпризнает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждойслучайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мирчеловека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной сжеланиями отдельного человеческого существа.В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка зрения,согласно которой человеческая деятельность подчиняется определеннымзакономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию,выявление и понимание сути которой должно стать объектом пристальноговнимания исследователей.

Заключение

На этом можно закончить рассмотрение вопросов психоаналитической теории.Узнав, как появился и развивался психоанализ, как рассматривается З. Фрейдомструктура личности и связи между элементами, как оцениваются фрейдистами инеофрейдистами социокультурные явления. Принимать или не принимать теорию- дело добровольное, как и обращаться или нет к психоаналитику. Важны ифилософские аспекты психоанализа.По словам В. Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что вближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культурене только утратит своего влияния на развитие ... философской мысли,но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собойразличных философских школ". Если сейчас, в условиях разъединенённостимира и споров о том, что и кто лучше, теория действительно послужитделу создания общих знаменателей, то только за это можно будет благодаритьЗ. Фрейда и сказать, что он работал не зря.

Список литературы.

1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л-д: Эго,1991 г.

2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западнаяфилософия. М.: Политическая литература, 1990 г.

3. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1990 г.