Смекни!
smekni.com

Психоанализ Зигмунда Фрейда (стр. 2 из 5)

Психоанализ дал науке понимание о важнейших явлениях человеческой психики, как "либидо" (сексуальное влечение). Центральная идея Фрейда - идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (как творчество, религия). За многими проявлениями фантазии, творчества лежит, прежде всего, скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. При чем не следует утрировать идеи Фрейда в этом отношении. Он вовсе не настаивал и не предлагал за каждым образом непременно видеть сексуальную подоплеку (ее может и не быть), но в общем случае она несомненна.

С. Цвейг писал по поводу утверждения Фрейда о том, что истоки некоторых неврозов следует искать в сексуальных проблемах так: “В продолжение целого столетия половой вопрос находится в Европе под карантином. Он не отрицается и не утверждается, не ставится и не разрешается, он потихоньку отставляется за ширмы. Организуется громадная армия надсмотрщиков, одетых в форму учителей, воспитателей, пасторов, цензоров и гувернанток, чтобы оградить юношество от всякой непосредственности и плотской радости... Следствием такого, целое столетие длящегося заговора - прятать свое “Я” и его замалчивать - является беспримерно низкий уровень психологической науки... А невежественность всегда влечет за собой жестокость..." [25].

Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего семейного опыта в развитии личности. Переживания детства накладывают неизгладимый след на жизнь человека, его достижения, неудачи, болезни. Они - есть осколки старых переживаний.

Можно без преувеличения сказать, что в современной психологии нет другой теории, которая имела бы столько конкретных приложений, как психоанализ. Даже те, кто отвергает её, признают её большой вклад в решение личностных проблем.

2. Понятие бессознательного психического. Структура личности. Динамика отношений сознания и бессознательного

Самое яркое представление о сущности теории Фрейда дает его цитата: "... человек страдает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них..."

Психоаналитическую теорию З. Фрейда иногда называют учением о бессознательной психике. Действительно, ядром психоанализа является исследование активного аффективного комплекса, который образуется в результате вытесненных из сознания травмирующих переживаний. Наиболее сильной стороной психоанализа всегда признавалось то, что ему удалось привлечь внимание к невообразимой сложности аффективной жизни человека, к проблеме отчётливо переживаемых и скрытых влечений, к конфликтам, возникающим между различными мотивами, к трагическим противоречиям между сферой "желаемого" и "должного". Игнорирование неосознаваемых, но реальных психических процессов, как детерминант поведения, в сфере образования неизбежно ведёт к глубокому искажению всего образа душевной жизни человека. А это, в свою очередь, создаёт преграду на пути формирования более глубоких представлений о природе и механизмах духовного творчества, о законах поведения, о структуре личности и её активности. Поэтому педагогический поиск оснований для воспитания и развития в психоаналитической теории уходит в более широкую область: в новое видение проблем личности. Психоанализ ставит в центр внимания бессознательные процессы и мотивы и является методом, который заставляет бессознательное говорить на языке сознания, проясняет его, выводит на свет для того, чтобы найти причину страдания человека, внутреннего конфликта и преодолеть его. Фрейд вскрыл душевное подполье, когда "лучшее вижу, хвалю, но, к дурному, влекусь". Проблема бессознательного проявляется как очень острая не только в индивидуальной психологии, но и в социальной жизни, социальных взаимоотношениях. Под влиянием определенных факторов возникает неосознание окружающей обстановки и собственного "Я", приводящее к грубой патологизации общественного поведения. Так, неоднократно отмечалось, что длительное восприятие музыки повышенной степени громкости (до 100 децибел и более), при крайней примитивности её мелодийной структуры (однообразие, дисгармоничность музыкальных фраз) способно оказывать на психику патологизирующее воздействие, далеко выходящее за пределы нарушения деятельности нейронных систем. Если есть исходная предрасположенность к агрессии, разрушениям, психологическим диссонансам, то восприятие такой музыки ведет к их репрезентации, открытому поведению. Человек утрачивает способность критически мыслить и оценивать свои действия. В образовательном пространстве монотонность, однообразие, шаблон, стереотипизация и формализация способны вызвать подобные явления в социальном и психокультурном функционировании личности. Причем в неосознаваемой форме.

Принцип удовольствия и принцип реальности настолько важны для понимания теории З. Фрейда, что нельзя не процитировать то, что относится к этим психическим феноменам: "…течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия, возбуждаясь каждый раз, связанным с неудовольствием напряжением, и принимая затем направление, совпадающее, в конечном счете, с уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением неудовольствия или получения удовольствия…

Мы должны, однако, признать, что, собственно, неправильно говорить о том, что принцип удовольствия управляет течением психических процессов. Если бы это было так, то подавляющее большинство наших психических процессов должно было бы сопровождаться удовольствием или вести к удовольствию, в то время как весь наш обычный опыт резко противоречит этому. Следовательно, дело может обстоять лишь так, что в душе имеется сильная тенденция к господству принципа удовольствия, которой, однако, противостоят различные другие силы или условия, и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия. … Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется "принципом реальности", который, не оставляя конечной цели - достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном и окольном пути к удовольствию" /16/. "Я" как психическая структура - это посредник между "ОНО" и внешним миром, между влечением и удовлетворением. Если "ОНО" целиком бессознательно, то "Я" руководствуется принципом реальности, сдерживает иррациональные импульсы "ОНО". Фрейд пишет: “Я", прежде всего, телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности". "Я" и "ОНО" не разделены резкой гранью. “Я” - это сущность психического, проникающая в бессознательные структуры и берущая часть их энергии для своих нужд, содержанием которых является обеспечение безопасности и самосохранения организма. "Я" - это наша безопасность, интеллектуальная рациональная стратегия, без которой "ОНО" своими агрессивными, иррациональными импульсами разрушило бы наш организм. Действует "Я" путем отсрочки реализации принципа удовольствия, торможения энергии или ее переадресовки в социально приемлемую область. К функциям "Я" относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов. Третья психическая структура - "СВЕРХ-Я". Она выступает у Фрейда как совесть и как бессознательное чувство вины, олицетворяет и требования долга и запреты. В труде “Будущее одной иллюзии" Фрейд пишет о том, что человеческая душа (психика) с древнейших времен проделала большой прогресс, сформировав особую психическую инстанцию "Сверх-Я", в которой внешнее (социально-культурное) принуждение стало внутренним. Фрейд приводит пример такого прогресса человеческой психики: "Развитие человека идёт в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх - Я, включает его в число своих заповедей. Каждый ребенок демонстрирует нам процесс подобного превращения, благодаря которому он приобщается к нравственности и социальности. Это усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры. Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры её носителями. Чем больше их число в том или ином культурном регионе, тем обеспеченнее данная культура, тем скорее она сможет обойтись без средств внешнего принуждения…/16/. В ней заключена морально-этическая сила личности, истоки которой идут от момента узнавания ребенком, что хорошо, что плохо. Эти морально-нравственные императивы ограничивают эгоистические и деструктивные влечения человека. "Сверх - Я" - это еще и "Я - идеал", область высоких стандартов, которые вырабатывает для себя человек, и которые поддерживаются в нем поощрениями и одобрениями со стороны родителей, воспитателей и т.п. Я - идеал соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке, является самым высоким достоянием души. "Сверх - Я" существует в основном бессознательно и проявляется в сознании как переживание совести, чувства страха, вины, депрессии, ощущения неполноценности или, наоборот, гордости и т.п. Таким образом, основной внутренний конфликт - это конфликт между желаниями и внутренними запретами, т.е. между "ОНО" и "Сверх - Я". "Я" становится своеобразным полем битвы между ними, его задача - помочь реализоваться желаниям, не обижая при этом запреты. Таким образом, сознательное “Я", только маленький островок, омываемый океаном бессознательного. В ситуации внутреннего конфликта "Я" вырабатывает психологические защиты, особые формы бессознательной психической активности, которые позволяют хотя бы временно облегчить конфликт, снять напряжение, освободиться от тревоги через искажение реального положения дел, изменение отношения к угрожающей ситуации, фальсификации восприятия реальности в конкретных жизненных обстоятельствах. Прежде чем дать характеристику защитных механизмов, остановимся на феномене тревоги, который занимает особое место в теории Фрейда: происхождение, действие, назначение. Тревога рассматривается как синоним аффективного психического состояния - страха, которому Фрейд отводит специальный раздел в труде “Введение в психоанализ". Ученый предупреждает, что не сможет дать полное решение проблемы страха, потому что это узловой пункт, в котором сходятся самые различные и тайные вопросы нашей душевной жизни. Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги: реалистическая, невротическая, моральная. Все три типа имеют цель - предупредить об опасности или угрозе, выработать стратегию поведения или адаптировать к угрожающей ситуации.