Смекни!
smekni.com

Психоаналитическая концепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) (стр. 1 из 6)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НГПИ)

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психоаналитическая концепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)

Выполнила:

студентка 63 гр. III курса

дошк.факультета

Джундза А. П.

Проверила:

Латыпова А. Ф.

г. Набережные Челны

2008


Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...2

2. Теория З. Фрейда………………………………………………………....3

3. Аналитическая психология К. Юнга…………………………………...12

4. Индивидуальнаяпсихология А. Адлера……………………………….18

5. Список литературы………………………………………………………25

6. Приложение


1. Введение

В начале XX в. психология переживала серьезный методоло­гический кризис, связанный с трудностями поиска объективных методов исследования психики. В результате дискуссий ученые приходили к мнению о невозможности найти общее понимание того, что же является целью психологических исследований, что должна изучать психологическая наука и с помощью каких ме­тодов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на от­дельные школы, которые по-разному рассматривают предмет пси­хологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей.

Разным было и само понимание психического развития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию. Исходя из взглядов на эти важнейшие пробле­мы, ученые строили свои концепции о роли наследственности и среды в развитии детей, значении общения и обучения в оптими­зации этого процесса. В то же время подходы к пониманию дет­ской психики вытекали из общепсихологических постулатов оп­ределенной школы, что и дает возможность объединить концеп­ции разных психологов, работавших в русле единого психологического направления.

Психоанализ (или глубинная психология) — одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разде­ления психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ.

Во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии, а быть может, и направил ее по определенному пути австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) (5, с. 135).


2. Теория З. Фрейда

Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме­дицинский факультет Венского университета, на который и по­ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лабора­тории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила буду­щую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам, опреде­ляющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет док­торскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вы­нужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хи­рургом, однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного поло­жения лектора в Венском университете.

При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и при­открыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мо­тивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динами­ку истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако по­степенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными откло­нениями. Так же настороженно Брейер отнесся и к новому, пред­ложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии - психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансфор­мировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и слож­ные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважав­ший авторитарного отца, всегда держал сторону мягкой и любящей матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой - желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовывают­ся контуры концепции Фрейдао трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опублико­вал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи получили призна­ние. В 1910г. Стенли Холл пригласил Фрейда прочитать лекции в Америке, где его теория приобрела особую популярность. Его работы стали переводить на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывался кружок его почитателей и последователей, в который вошли К. Юнг, А.Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире, психоаналитическое движение расширялось, приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекал все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это привело к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критиче­ских работ, направленных против его взглядов. В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергался преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые разрешили ему уехать в Англию. Однако его болезнь прогресси­ровала, не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он умер, оставив после себя созданный им мир, уже полностью откры­тый для толкований и критики.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личностии теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Как уже говорилось, с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно вра­ждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденныеибессознательные влечения(или чув­ства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллекту­альная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательно­го, предсознательногои бессознательного, в которых и располага­ются основные структуры личности. При этом содержание бессоз­нательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практиче­ски ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значи­тельных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур лично­сти - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъ­екта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бес­сознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, ко­торые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутрен­него конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не толь­ко" с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызы­вается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т. е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по все­му континууму. Именно поэтому фрустрация влеченияприводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идеякатарсического очищения (разрядки)в сеансе психоанализа и идея трансфера, т. е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.