Смекни!
smekni.com

Психодиагностика как наука (стр. 2 из 8)

В области психологической диагностики личности давно обсуждается вопрос о разработке так называемых объективных тестов. Разработчики объективных тестов стремятся получить с их помощью "чистое" знание о личности, иначе говоря, те данные о личности, которые, с одной стороны, не фальсифицированы самим испытуемым, а с другой стороны - избежали влияния экспериментатора.

Естественно-научные (а поэтому признаваемые объективными) теории личности достаточно хорошо известны в психологии, так же как имена их создателей и сторонников. Общим для представителей этого направления является то, что "объективный критерий", позволяющий описывать личность, всегда обнаруживается за пределами психологической науки. Каждая теория имеет особый взгляд на природу человека. Согласно этому взгляду определяется методология и процедуры исследования.

При разработке большинства методик психологической диагностики из создатели стремились опираться на теорию измерения, принятую в естествознании. Результаты любых исследований обретают смысл исключительно в рамках концептуальных установок ученого. На каждом этапе работы ученого его личностные особенности, интересы, принадлежность к определенной научной школе и так далее будут влиять на конечный результат. Ни один эксперимент не может служить критерием достоверного знания. Более того, дедуктивная структура знания, служащая образцом в естественных науках, эффективна лишь для изучения иерархически организованных объектов. В психологии изучаемые им явления существуют в системе взаимных влияний.

Наименее сложны в адаптации проективные методики, стимулы которых не подлежат каким-либо изменениям. Это же можно сказать и о невербальных тестах. С наибольшими сложностями сталкиваемся при адаптации широко распространенных в отечественной психодиагностике личностных опросников. Процесс их адаптации нередко ограничивается следующими этапами:

1) подготовка предварительного варианта перевода с оригинала на второй язык;

2) экспериментальная содержательная оценка предварительного перевода с привлечением лингвистов и профессиональных психологов, владеющих языком оригинала;

3) проверка эквивалентности экспериментального перевода шкалы и оригинала;

4) установление новой шкалы и сбор соответствующих норм на отечественной выборке.

Социально-психологический взгляд на проблему личности имеет четкую специфику, чем существенно отличается от трактования ее в пределах социальной психологии. Система социологического знания сорентированная на анализ объективных закономерностей общественного развития. Особое внимание она уделяет макроструктуру общества (социальным институтам, законам их функционирования, структуре личностных отношений). В поле зрения этого анализа находится и личность, поскольку без учета ее поведения, деятельности, невозможно понять состав и механизм действий законов общественного развития. Правда, личность в этом контексте фигурирует как представитель определенной социальной группы, она важна не как индивидуальность, а как продукт общественных отношений, как социальный тип.

Социальный тип - обобщенное отображение совокупности существенных социальных качеств личности, которые принадлежат к определенной социального содружества.

Социологический анализ личности сосредоточен на проблеме ее социальной типологии. Однако это не означает, что выходя из поля зрения социологии находятся конкретные личности, знания про которые являются знанием про воплощение в них значительных для группы характеристик о том, как группы репрезентируют личность в разных групповых действиях.

Социально-психологический подход отличается от психологического подхода прежде всего желанем структуры личности. Российский психолог Константин Платонов (1906-1984), определяя проблему взаимосвязи личности и общества, отделив в структуре личности четыре подструктуры (равные): биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, патологические особенности психики), психологическая подструктура (индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые стали особенностями личности, - памяти, эмоций, чувств, мышления, восприятия, чувств и воли), социальный опыт (накопленные человеком знания, привычки, умения и навыки), направленность (склонности, желания, интересы, стремления, идеалы, индивидуальная картина мира, переубеждения). Эти подструктуры отличаются между собой "наличием" социального и биологического в каждом. Если общая психология концентрирует внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология анализирует, как правило, четвертую, поскольку социальная детерминация личности реализуется в основном на этом уровне. Структурные составляющие личности существуют единстве, связях и взаимодействии. Личностные качества, особенности, психологические процессы, темперамент и идеалы имеют своеродные, неповторные индивидуальные особенности, которые обозначаются на всем: познавательной деятельности, учении, работе, поступках и поведении личности, отношениях с другими, в общем на взаимосвязи с обществом.

По мнению О. Леонтьева, личность, с одной стороны, является условием деятельности, а с другой - ее продуктом. Признаком деятельности личности являются мотивы и потребности. Биологическое и социальное при этом - не равноправные, поскольку личность с самого начала социально детерминирована.

Предложенная российским психологом Борисом Паригиным модель личности объединяет социологический и психологический подходы. Речь идет про динамическую структуру личности, которая образует ее психологическое состояние и поведение. Его соотечественник Б. Ананьев считал необходимостью изучить связь между индивидуальной структурой социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой ее самой. По его утверждению, разнообразие связей с обществом определяет интраиндивидуальную структуру личности, ее внутренний мир и организацию личных особенностей, стойкие комплексы которых регулируют размер и меру социальных отношений личности, влияя на формирование ней своего развития и становления. Структуру личности он рассматривал по субординарным (сложные и общие социальные особенности личности охватывают элементарные) и кординационными (взаимосвязь осуществляется на паритетных засадах) принципами. Это означает, что личность является не только индивидуальностью, а и уверенным социально-психологическим типом.

Социально-психологический тип - обобщенное отображение совокупности социально-психологических особенностей и качеств личности, котоорые проявляются в конкретном социально-психологической среде.

Его ментальность характеризуется собственная социальная активность, ценность ориентации, позиции, мотивационная сфера, когнитивность качества, социально-психологическая компетентность, программа и линия поведения человека в группе, статусно-ролевые показатели и другое. В структуре социально-психологического типа представлены социальные отношения, которые всегда связаны с конкретным поведением личности. Они, собственно, и выступают как поведение индивида в конкретных ситуациях его жизнедеятельности. Это дает основание утверждать, что один социальный тип охватывает разные социально-психологические типы.

Распространенным являются и описательные определения социально-психологических ориентиров анализа личности, которое считает в перерасчете ее структурных составляющих. Чаще всего к социально-психологической структуры зачисления "Я-характеристики", ментальность, ценностно-смысловую, когнитивные сферы, эмоционально-психологические состояния, мотивационную сферу, локус контроля, социально-психологический опыт, статусно-ролевые параметры и другое.

"Я-характеристики" прежде всего включают "Я-концепцию", "Я-образ", самооценку.

"Я-концепция" - целостный, хоть и не лишенный внешних споров образ собственного "Я", формирования какого происходит поэтапно аж к самоответственности.

Речь идет про относительно стойкую, определенной мерой осознательную систему представлений индивида про себя, на основе которого он строит свою взаимосвязь с другими людьми и отношение к себе.

"Я-образ" - окончательное представление о себе, результат роботы над познанием себя, осмыслением своей роли на каждом жизненном этапе; личность в единстве всех аспектов ее бытия, отображения в самосознании.

На разных возрастных этапах, в разных типах личности "Я-образ" может иметь высокую или низкую стойкость. Угроза его стойкости переживается болезненно, как потеря самого себя.

Самооценка - оценка личностью самого себя, своих качеств, жизненных возможностей, отношения других к себе и своего места среди них.

Самооценка является сложной "Я-концепцией", "Я-образа", проявлением объективной активности личности. Индивидуальные особенности самооценки влияют на формирование таких черт характера, как уверенность, критичность и другое.

Ментальность - своеродное состояние, уровень развития, направленность индивидуальной и групповой сознательности, способность к усвоению норм, принципов, жизненных ориентаций, общественных ценностей, особенности адаптации к внешней среды, влияние на него, отображение совокупного опыта предыдущих поколений.

Признаки ментальности сохраняются с характеристиками, которые входят к понятию "национальный характер" - совокупность наиболее стойких, основных для национальной общественности благоприятных внешнему миру и реакцию на него. Это своеобразное объединение внешнечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия нации, совокупности социально-психологических черт (чувств, эмоционально-волевых качеств, ценных и национальных психологических установок), особенностей нации на определенном этапе развития, детерминированных социально-экономическими, географическими, историческими условиями.