ПСИХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ДИАГНОСТИКА
Самосознание, как важный структурный компонент личности, является тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно восприн6имать воздействие окружающей среды, но и самостоятельно, осознавая свои возможности, определять меру и характер собственной активности. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Самосознание с одной стороны «… как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах ее существования, …а с другой стороны, в качестве внутреннего осознанного регулятора поведения самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Оно одно из существенных условий непрерывности развития личности, устанавливающее равновесие между внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами ее поведения» [9]
В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в психологическом словаре мы встречаем такое определение: «Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям».
В понимании И.И. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». [10]
По мнению В.Г. Маралова «Самосознание – это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я. (Я концепции)0 в свою очередь образ Я, включаясь в структуру Я, как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию». [5]
В определениях самосознания выделяются, как правило, два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как социального существа, во-вторых, указывается, что объектом самосознания является сам познающий субъект – человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления собственной активности.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Критерии самосознания таковы:
1. выделение себя из среды, осознание себя, как субъекта, автономного от физической и социальной среды;
2. осознание своей активности: «Я управляю собой»;
3. осознание себя «через другого»: «То, что я вижу в других, это может быть и мое (или не мое) качество»;
4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.
Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования. Несколько отличающаяся формулировка самосознания представлена в работах Б.Г. Ананьева и его учеников. По их мнению, ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности.
Л.С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру:
1. накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности
2. углубление знаний о себе
3. психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире)
4. интеграция (осознание себя единым целым)
5. осознание собственной индивидуальности
6. развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.
Структура самосознания по Л.С. Выготскому зависит от той социальной среды, к которой человек принадлежит [2].
И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов:
1. Познание (самопознание);
2. Эмоционально - ценностное отношение к себе (самоотношение)
3. Действенно-волевое саморегулирование поведение личности [10].
Процесс накопления знаний о себе не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.
Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания:
1. Самочувствие
2. Самопознание
3. Самооценка
4. Самоконтроль
5. Самокритичность
6. Саморегуляция.
Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: органический, индивидуальный и личностный.
На органическом уровне самосознание отражает физическое "Я" человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности.
"Я"-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей – половой, возрастной, этнической, профессиональной и др.
Личностный уровень предписывает человеку то, что его Я – концепция целостна и сформировалась в единый личностный образ.[8]
Структура самосознания, таким образом, понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции.
Способность отделить себя от своих зрительных образов, т.е. осознать то, что мир существует независимо от индивида, но воспринимается посредством образов, формируется у ребенка уже в течение первого года жизни и развивается впоследствии. Именно она составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.
Первый из механизмов самосознания - это способность к осознран6ию психических явлений. По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает и выделяет объект из среды («я это вижу») то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя («я как-то отношусь к тому, что я вижу»)[8].Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т.е. выделить свое феноменальное «Я».
Однако, выделив себя из окружающей среды, ребенок во взаимодействии с самой средой и людьми каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я-концепции».
Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:
1. принятие точки зрения другого на себя (прямое или опосредованное усвоение чужой точки зрения);
2. прямое или косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;
3. трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;
4. система контроля за ребенком;
5. система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);
6. семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные отношения в семье.
Действие названных механизмов помогает ответить на вопрос «как происходит процесс наполнения Я-концепции, т.е. посредством чего усваиваются и присваиваются представления о самом себе.
Согласно И.И. Чесноковой, развитие самосознания представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование – представление, а затем и понятие своего собственного "Я". В результате этого процесса формируется обобщенный "образ Я". [10]
В.С. Мерлин считает, что самосознание складывается на протяжении всей жизни индивида. Под воздействием многочисленных социальных влияний. В динамике самосознание представлено четырьмя стадиями развития:
1. сознание отличий себя от остального мира;
2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
3. сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;
4. социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности [4].
Таким образом, самосознание – это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, отношениях, действиях и поступках. Самосознание – это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
Как отечественные, так и зарубежные психологи отмечают, что становление самосознания включено в процесс становления личности и потому оно не подстраивается под него, а является одним из компонентов личности.
Общепризнанна многоуровневая структура самосознания. В зависимости от основания деления принято выделять: когнитивный компонент, основу которого составляет процесс самопознания, аффективный компонент, в основе которого лежит самоотношение, и поведенческий компонент, характеризующийся процессом саморегуляции.