Достоверность диагностических заключений в консультативной и психотерапевтической практике повышается за счет введения в поле зрения диагноста смысла того или иного аспекта “Я-концепции” для обследуемого. Это достигается путем анализа той субъективной роли, которую у данного человека играют усматриваемые им в собственном “Я” черты в процессе достижения значимых для него мотивов и целей.
Сложное строение “Я-концепции”. Психодиагностические данные могут интерпретироваться лишь в контексте теоретических представлений о строении “Я-образа” и процесса самосознания в целом. Кратко охарактеризуем основные положения, касающиеся строения самосознания и “Я-концепции”.
Самосознание имеет уровневое строение.
И.С. Кон формулирует уровневую концепцию “Я-образа”, используя понятие установки (Кон И. С., 1978). (В словаре установка – готовность, предрасположенность субъекта, обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности.)
В целом “Я-образ” понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным (от лат. cognitio – знание, познание, т.е. когнитивная сфера – познавательная сфера), аффективным (т.е. эмоциональным) и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).
Нижний уровень “Я-образа” “составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с самочувствием и эмоциональным отношением к себе;
выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств;
затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ;
и наконец, сам этот "Я-образ" вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей (Кон И. С., 1978, с. 72-73).
Столин В.В. сформулировал концепцию уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание (Столин В. В., 1985).
В качестве исходного принимается различие содержания “Я-образа” (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. (Последнее - это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и “Я-образ”.)
В содержании “Я-образа” выделяются две важнейшие образующие: 1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, - присоединяющая образующая “Я-концепции”, или система самоидентичности, и 2) знания, выделяющие “Я” субъекта в сравнении с другими людьми. Это последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.
Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся:
1 -биологическим индивидом (организмом),
2 - социальным индивидом
3 - личностью.
Процессы самосознания обслуживают активность человека на каждом из уровней, выполняя роль обратной связи информацией о “вкладе” субъекта в его собственную активность. Поскольку характер активности и характер ведущих потребностей субъекта на каждом из уровней различны, различны и процессы, отражающие эту активность, и итоговые, интегральные образования самосознания.
На уровне биологического индивида (организма) активность субъекта определена системой “организм - среда”, имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии. В недрах этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в “схему тела”. Схема тела - это, фигурально выражаясь, “Я-образ” организма, который надо отличать от “физического Я” субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. На уровне организма формируется также самочувствие - итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие — биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.
На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности - потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется усваиваемыми индивидом социальными нормами, правилами, обычаями, предписаниями, уставами и т. д., которые усваиваются индивидом. “Я-образ” облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счет формирования системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой.
В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны - с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для дифференцирующей образующей “Я-образа” (т.е. чем я отличаюсь, чем я уникален и неповторим), которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей образующей.
Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение вовнутрь отношения других: принятие другими или отвержение ими.
На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т. д. - и реализуется с помощью ориентации на собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в “Я-образе” ведущее место начинает занимать дифференцирующая (отличие от других) образующая “Я-концепции”. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации.
Как показывают результаты факторного анализа, самоотношение, в свою очередь, оказывается структурно-сложным образованием, включающим в себя как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, ауто-симпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.
Самоотношение активно защищается личностью. Этот тезис находит солидное подтверждение в литературе.
В работе А. Тиссера и Дж. Кэмпбелла (1982) приводится механизм, названный ими моделью поддержания самооценки. Суть его состоит в том, что человек селективно подходит к оценке успехов близких ему людей и людей, с которыми он находится на далекой межличностной дистанции, а также к тому, в какой области - значимой или незначимой для него - существуют эти достижения. Согласно этой модели, люди позитивно оценивают успехи друзей, если они относятся к незначимым для них самим сферам; когда же успехи друзей относятся к релевантным для оценщиков сферам, то эти успехи оцениваются гораздо менее позитивно. При восприятии посторонних людей соотношение обратное: более позитивно оцениваются успехи в релевантной сфере, менее - в нерелевантной. Смысл модели таков: когда друг что-то делает хорошо, то факт дружбы позволяет оценщику “греться в лучах чужой славы” и тем самым поддерживать самооценку. Так и происходит в нерелевантных сферах, т. е. там, где субъект сам не стремится достичь тех же результатов, что и друг. Если же сфера успехов друзей значима, то более важным оказывается выиграть в сравнении с ними и тем самым поддержать самооценку, а для этого успехи друзей преуменьшаются. Согласно этому механизму, люди придерживаются принципа: “Пусть друзьям во всем сопутствует успех, однако, в том, что значимо и для меня, - не больше, чем мне”.
Проведенный Тиссером и Кэмпбеллом эксперимента целом подтвердил их гипотезу. Причем тенденцию использовать этот механизм в большей степени проявили люди с низким уровнем самоуважения.
В работе Г. Каплана описана тактика поддержания самоотношения, которая может быть названа тактикой обесценивания (Кар1ап И., 1980). Суть ее состоит в том, что человек делает предметом своего самовосприятия не только собственные личностные качества, но и саму оценку этих качеств. В таком случае негативная оценка собственных качеств также может входить в “объективированное Я” как качество или черта, например самокритичность. Следовательно, человек, низко оценивающий себя по какой-то черте, не будет утрачивать самоуважения, если в субъективной иерархии ценностей данная черта стоит ниже, чем “честность перед самим собой”, “самокритичность” и т. п.
Возможности защиты самоотношения заложены уже в его строении (Столин В.В., 1985). Благодаря многомерности самоотношения возможно одновременное поддержание глобального самоотношения на высоком уровне и какого-то аспекта самоотношения, прежде всего самоуважения, - на низком. При этом низкое самоуважение компенсируется повышением симпатии к себе, а повышение симпатии “покупается” ценой сохранения низкого самоуважения.
Экспериментальные исследования в целом подтвердили гипотезу: люди, отождествляющие себя с “несимпатичными” другими, избегают выбирать в качестве объединяющих их с этими другими “несимпатичные” признаки, компенсируя, однако, недобор негативных характеристик приписыванием себе “неуважаемых” черт. В этом эксперименте был также выявлен феномен “предохранительного клапана”, т. е. такого защитного механизма самоотношения, благодаря которому прежде всего блокируется антипатия к себе: падение симпатии не приводит к нарастанию антипатии. Человек действует по принципу: “Из того, что я не хорош, еще не следует, что я плох”.
Защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самоотношения. Субъект жертвует истинностью своего “Я-образа” для того, чтобы не допустить явной, сознаваемой антипатии к себе. Человек может действовать по принципу: “Да, я не хорош, потому что слаб, но я не плох”. Поддержание стабильного самоотношения обеспечивает возможность постоянной стратегии по отношению к самому себе, выражающейся как во внешней, социально-предметной деятельности, так и во внутриличностной активности.