Смекни!
smekni.com

Психологическая готовность к материнству (стр. 12 из 15)

Полученные нами результаты (табл.15) позволяют сделать вывод, что, не смотря на достаточно высокий уровень знаний респондентов об особенностях внутриутробного развития, в целом для данной возрастной группы уровень когнитивно-операционоой готовности к материнству не является высоким, так как у испытуемых недостаточно знаний о процессе воспитания ребёнка. Хотя 80% опрошенных считают воспитание одной из основных функций матери. То есть женщины данной группы понимают необходимость воспитания, но не знают особенностей этого процесса.

Отметим, что 80% респондентов в полной мере осознают обязанности матери по отношению к детям, указывая, что «мать должна обеспечить развитие ребёнка, в том числе нравственное и духовное», «…должна любить малыша и правильно воспитывать», «… заботиться о нём и проявлять ласку».

Таблица 15

Показатели когнитивно-операционной готовности к материнству женщин 24-26 лет

Знание женщинами
функций матери особенностей внутриутробного развития особенностей развития ребёнка особенностей процесса воспитания
90% 80% 70% 60%

Каков же уровень социально-личностной готовности к материнству женщин данной возрастной группы?

Отметим степень развития половой идентификации, как составляющей данного блока. 80% респондентов предпочли женский пол, хотя лишь 60% из них при этом указали, что женщиной быть лучше. Такой невысокий уровень можно объяснить тем, что женщины осознают то, что большая часть ответственности за развитие и воспитание ребёнка ложиться на неё.

Отметим, что 90% респондентов понимают, что рождение ребенка является очень ответственным шагом. Решающую роль за развитие и воспитание детей испытуемые отводят родителям, считая, что они в большей степени оказывают влияние на ребёнка. Полученные нами данные свидетельствуют о высокой степени осознания респондентами ответственности, которая возникает при рождение ребёнка.

Характерной чертой для респондентов данной возрастной группы является сформированность установок на стратегию воспитания ребёнка. Но при этом, как уже отмечалось выше, у испытуемых недостаточно знаний для достижения поставленных целей. Отметим, что 40% опрошенных намерены изменить стиль воспитания родителей при воспитании своих детей. Остальные (60%) считают методы воспитания своих родителей оптимальными.

Таблица 16

Количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации Количество респондентов, готовых к принятию ответственности Количество респондентов, готовых к преодолению трудностей
50% 80% 90%

Показатели социально-личностной готовности к материнству женщин24-26 лет

Полученные результаты (табл.16) указывают на достаточно высокий уровень социально-личностной готовности к материнству респондентов данной возрастной группы.

В целом обнаружилось, что женщины в возрасте 24-26 лет наиболее готовы к материнству по всем параметрам. Можно сделать вывод, что они могут быть хорошими матерями.

2 этап

На втором этапе нами были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш», которые затем были сопоставлены с данными, полученными при анкетировании.

Рисуночный тест позволил определить степень переживания и восприятия женщинами ребёнка и отношение к нему, как составляющих готовности к материнству.

Согласно методике требовалось нарисовать ребёнка как его себе представляют испытуемые. В тесте приняли участие 40 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей.

Анализ рисунков, как и анкет, проводился по четырём возрастным группам(16-18 лет, 19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет). Были получены следующие результаты.

1 группа. Испытуемые в возрасте от 16 до 18 лет.

10% респондентов данной группы отказались выполнять задание, указав, что не представляют будущего малыша.

20% испытуемых изобразили не маленького ребёнка, а девочек в возрасте 14-16 лет (см.приложение 2,). То есть этим респондентам на данный момент нужна подруга, а не ребёнок. Столько же испытуемых (20%) изобразили детей 4-5 лет. Они опускают период новорождённости, точнее, все связанные с этим возрастом трудности. То есть респонденты не готовы к их преодолению. Полученные данные подтверждаются и результатами, анкетирования, в ходе которого было выявлено, что к преодолению трудностей готовы не более 20% респондентов в возрасте 16-18 лет.

Кроме того, для испытуемых данной возрастной группы характерен низкий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, так как лишь на 30% рисунков малыш изображён улыбающимся. Все рисунки выполнены в чёрно-белом цвете. Аналогичные данные получены в результате анализа анкет, который показал, положительный образ ребёнка сформирован не более чем у 10% респондентов.

Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для женщин данной возрастной группы не имеет большого значения. 40% рисунков маленького размера, столько же рисунков изображены сбоку, а не в центре листа (см. приложение 3). В 20% работ изображения чисто схематические.

Следует отметить и то, что большинство (70%) работ указывают на нежелание женщин взаимодействовать с малышом, так как на рисунке не прорисованы руки детей.

Интересным является рисунок, на котором изображён конверт для младенца, в котором якобы ребёнок невидимо находится (см.приложение 3). Эта работа показывает, что респондент не представляет будущего ребёнка и не желает с ним контактировать.

Таким образом, работы испытуемых подтверждают выводы, сделанные при анализе анкет. Для женщины в возрасте от16 до 18 лет характерен низкий уровень эмоционально-положительного и ценностного отношения к ребёнку.

2 группа. Испытуемые в возрасте от 19 до 20 лет.

С заданием не справились 10% респондентов.

В младенческом возрасте дети изображены лишь на половине рисунков. В остальных работах возраст ребёнка определить не удалось. То есть не менее чем у половины испытуемых образ маленького ребёнка не сформирован.

Кроме того, 40% респондентов испытывают негативное отношение к маленьким детям, так как в половине этих работах изображена лишь голова малыша (см. приложение 4), на остальных рисунках тело ребёнка не пропорционально (разные по длине руки, выступающие за контур лица щёки, ассиметричное тело) (см. приложение 5). Эти данные соответствуют тому, что половина испытуемых данной возрастной группы, отвечая на вопросы анкеты, делали акцент на том, что рождение ребёнка ограничит их личную свободу и не даст возможность реализовать мечты, то есть малыш у этих испытуемых вызывает отрицательные эмоции.

Положительное отношение к ребёнку характерно не более чем для 30% респондентов. В их работах малыш изображён улыбающимся, прорисованы детали тела и одежды, в целом рисунок создаёт приятное впечатление. При этом результаты анкеты показывают, что положительное отношение к детям характерно не более чем для 20% испытуемых данной возрастной группы.

Что же касается значения малыша для женщин 19-20 лет, то можно сказать, что рисунки свидетельствуют о невысоком значении для них ребёнка. Так как лишь 30% рисунков имеют достаточно крупные размеры и расположены в центре листа. При этом данные анкетирования показали. Что ребёнок для женщин в возрасте от19 до 20 лет стоит на 5-6 месте среди жизненных ценностей.

Характерное для большинства (70%) рисунков отсутствие улыбки на лице малыша, маленькое количество деталей, чёрно-белая цветовая гамма, мелкие размеры изображения подтверждают полученные при анкетировании данные о низкой ценности детей для респондентов данной возрастной группы и отсутствии положительного отношения к малышу.

3 группа. Испытуемые в возрасте от 21 до 23 лет.

Все респонденты справились с заданием. Хотя в правильном возрасте ребёнок на 70% рисунков. 30% испытуемых изобразили детей 4-5 лет, в 10% работ возраст ребёнка определить не удалось.

Что же показывают рисунки об отношении респондентов к маленьким детям? У 30% испытуемых эмоционально-положительное отношение к детям сформировано не полной мере, так как 60% из них изобразили только голову ребёнка. На остальных рисунках (10%) малыш изображён грустным, не прорисованы детали (см. приложение 6).

70% работ вызывают приятное общее впечатление, у малыша доброжелательное выражение лица. 10% рисунков цветные (см. приложение 7). При этом данные анкетирования указывают, что теплое, радостное отношение к детям характерно не менее чем для половины респондентов данной возрастной группы.

Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для испытуемых по значимости стоит лишь на пятом месте. Не смотря на то, что в половине работ рисунки крупных размеров и расположены в центре, лишь 40% респондентов изобразили полностью фигуру малыша, прорисовав все части тела и детали одежды.

Таким образом, результаты рисуночного теста соответствуют данным, полученным в ходе анкетирования. Для женщин в возрасте 21-23 лет характерен более высокий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, чем для испытуемых 16-20 лет, хотя по степени значимости дети высокой ценности для них не представляют.