В исследовании В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикина указывается, что наиболее подверженными развитию ранней алкоголизацией оказались возбудимые психопаты - около 40% психопатических личностей, страдающих бытовым пьянством, далее шли истерические и неустойчивые, мозаичные.[15] Реже всего встречались шизоидные, психастеники и тормозные. При трансформации ранней алкоголизации в алкоголизм обнаружена достоверная большая частота неустойчивых психопатов.
Кроме психопатий, злокачественное течение алкоголизма отмечается у умственно отсталых подпростков, подростков с резидуально-органической мозговой недостаточностью, у подростков с черепно-мозговыми травмами.
В последние десять лет проявления, как ранней алкоголизации, так и раннего алкоголизма существенно изменились по сравнению с 80-ми голами. Вторая половина 80-х годов отмечена последствиями действия Закона о борьбе с пьянством и алкоголизмом от 17.05.85. Законодательно был поднят предельный возраст, с которого разрешалась продажа спиртных напитков. Это сопровождалось резким дефицитом спиртного в торговой сфере, а также ростом нелегального производства дистиллированного алкоголя. В результате действия Закона подростковая популяция в абсолютном большинстве оказалась как бы "отрезана" от употребления легальных спиртных напитков. Как показали дальнейшие события, аддиктивное поведение на этом не прекратилось, а приняло иные, более опасные по своим последствиям формы. Во второй половине 80-х годов происходит существенный рост потребления психоактивных токсических веществ, главным образом, летучих ароматических соединений. Появляются первые сообщения о летальных исходах вследствие отравления от вдыхания паров клея "Момент". Появляются исследования, где показана устойчивая связь между токсикоманией вследствие злоупотребления ЛАС в подростковом возрасте и последующим быстрым развитием алкоголизма. Ранняя алкоголизация на том этапе характеризовалась достаточно широким использованием подростками суррогатов и нелегально произведенного алкоголя, отличавшихся высокой токсичностью, что также способствовало более злокачественному течению заболевания.
С начала 90-х годов программа борьбы с пьянством и алкоголизмом оказывается фактически свернутой. С этого же времени начинается стремительный рост потребления алкогольных напитков, в том числе и в подростковой среде. Одновременно отмечается резкое увеличение злоупотребления психоактивными веществами: в 2004 году число подростков, состоящих под диспансерным наблюдением с диагнозом "наркомания" по России достиг уровня 125,1 на 100 тыс. подростков, что превысило уровень болезненности по сравнению с 1991 г. в 17 (!) раз.[16] Очевидно, что стремительный рост наркомании в подростковой среде не мог не повлиять на особенности ранней алкоголизации. [17]
Проблема репродуктивного здоровья подростков вызывает обеспокоенность во всем мире. В последние годы несколько факторов существенно повысили значимость этой проблемы.[18]
Во-первых, из-за быстрого роста абсолютной численности молодежи возросло число незапланированных беременностей среди молодых женщин. В некоторых странах лица моложе 20 лет составляют около 75% населения
Во-вторых, выросло число внебрачных рождений. Это произошло вследствие трех причин: увеличения числа сексуально активных подростков, снижения возраста начала менструаций и увеличения возраста вступления в брак мужчин и женщин.
Соединенные Штаты Америки являются страной, где имеет место сочетание перечисленных причин. Число 18-летних женщин, которые уже имели половые контакты, увеличилось с 35% в 2000 году до 65% в 2002 году.
В течение этого же периода число 18-летних юношей, которые имели половые отношения, возросло с 55% до 73%. Возраст первой менструации у девушек снизился с 15 лет в 1890 году до 12,5 лет в 2001 году. В последние годы многие молодые люди откладывают вступление в брак до более зрелого возраста, делая это часто потому, что, будучи не в состоянии материально обеспечить себя и свою семью, они стремятся получить дополнительное образование или специальную подготовку, на что требуется несколько лет. Согласно данным американских специалистов, разрыв во времени между первой менструацией и вступлением в брак увеличился с 7,2 лет в 1890 году до 11,8 лет в 2001 году. В результате увеличения интервала между наступлением половой зрелости и вступлением в брак и роста добрачной сексуальной активности в США отмечен рост числа незапланированных родов вне брака, что часто ограничивает возможности молодых женщин получить образование и работать. Это также является неблагоприятным для общества.
На здоровье молодых людей серьезно влияют последствия перенесенных инфекций, передаваемых половым путем (ИППП). Биологически в связи с незрелостью шейки матки молодые женщины более восприимчивы к ИППП, чем женщины более старшего возраста. Кроме того, в настоящее время здоровье молодых женщин подвергается более серьезному риску, чем раньше, так как появилась такая фатальная угроза жизни человека, как ВИЧ/СПИД.
Обострение проблем, касающихся репродуктивного здоровья молодежи, заставляет ученых, педагогов, родителей искать новые подходы и решения в интересах сохранения здоровья молодых поколений. В данной статье авторы анализируют эту проблему и рассматривают специальные программы, разработанные в США в целях охраны репродуктивного здоровья молодежи.
Среди заболевших ИППП высокий процент приходится на молодых людей. В США ежегодно 3 млн. мужчин и женщин моложе 19 лет заболевают этими инфекциями, что составляет 25% от общего числа заболевших ИППП. Среди всех групп населения, имеющих половые контакты, самый высокий уровень заболеваемости ИППП отмечается в возрастной группе 15-19-летних. Среди молодежи также высок уровень ВИЧ-инфицированных. В некоторых странах, например в Ботсване, Руанде и Замбии, 25% молодых женщин, обращающихся в медицинские учреждения по поводу беременности, инфицированы ВИЧ.[19]
На сегодняшний день наиболее успешная работа по снижению риска, связанного с половой жизнью молодежи, проводится в Северной Европе, где программы подчеркивают важность ответственного сексуального поведения, а не пытаются призвать к воздержанию от сексуально активного поведения. Они предоставляют широкую информацию, обеспечивают доступ к услугам, связанным с предупреждением нежелательной беременности и охраной здоровья.
Итак, оценивая современное состояние проблемы алкоголизации и алкоголизма, можно сделать следующие выводы.[20]
1) Современные подростки предпочитают легкие алкогольные напитки, которые они могут сочетать с "легкими" наркотиками и другими ПАВ.
2) Стираются половые различия в особенностях алкоголизма между юношами и девушками. Соотношение юношей и девушек среди злоупотребляющих легкими спиртными напитками снижается, что свидетельствует о вероятном росте женского алкоголизма в будущем.
3) Среднесуточное количество употребляемых легких алкогольных напитков в пересчете на чистый этанол превышает таковое у злоупотребляющих крепкие напитки. Это может способствовать быстрому переходу аддиктивного поведения в алкоголизм или иной вид зависимости (при сочетанном употреблении алкоголя и наркотиков).
4) Полная анозогнозия, отмечающаяся у подростков, употребляющих легкие виды спиртного, требует разработки современных подходов профилактики и психотерапии этой формы ранней алкоголизации.
5) Подростки, злоупотребляющие именно легкими спиртными напитками, в большинстве случаев имеют опыт употребления наркотиков.
6) Среди злоупотребляющих алкоголем подростков доминируют гипертимные, истероидные и эпилептиоидные личности, особенности характера которых позволяет им занимать лидирующие позиции в группе. Опасность данной ситуации представляется в том, что именно потенциальные лидеры-аддикты будут способствовать вовлечению в потребление алкоголя и других психоактивных веществ остальных подростков.
1. Алкоголизм: (Руководство для врачей)/ Под ред. Г.В. Морозова, В.Е. Рожнова, Э.А. Бабаяна. М.: Медицина. 2003.
2. Альтшулер В.Б. Алкоголизм // В кн.: Руководство по психиатрии /Под ред. А.С. Тиганова. Т. 2. М.: Медицина, 1999.
3. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования. СПб, Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. 2002.
4. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. СПб. Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. 2002.
5. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., Медицина, 1991.
6. Лукомский И.И. Лечение хронического алкоголизма. М., Медгиз, 2000. Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. Л.: Медицина, 1988.
7. Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. 2-е изд. СПб., Изд-во "Лань", 1999.
[1] Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд-во, 1981.С. 27
[2]Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. СПб. Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. 2002.
[3]Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. СПб. Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. 2002.
[4] Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. СПб. Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. 2002.