Изучив представленность взглядов Иоанна Дамаскина в современной отечественной историко-психологической науке, мы имеем возможность констатировать, что развитие и содержание психологической мысли в период Средневековья исследовано недостаточно, взгляды Иоанна Дамаскина не рассматриваются в историко-психологических исследованиях, а его имя в современных учебниках по истории психологии вообще не встречается.
Анализируя психологическую концепцию Иоанна Дамаскина, мы пришли к следующему. Рассматривая познавательную сферу, Дамаскин выделяет два типа познания - через разум и через чувство. Говоря о мыслительных процессах, он разводит понятия ум, разум, мышление и мнение. В уме он различает две способности, или части - созерцательную и деятельную (см. Приложение, рис. 2). Созерцательную часть он называет умом в тесном смысле, или мудростью, она рассматривает, каково есть сущее. Деятельная же часть обсуждает и определяет смысл, что делать. Ее он называет разумом, разумением, или словом. Итак, в уме по функциям различаются собственно ум и разум; мышление - это результат деятельности ума, т.е результат познания посредством разума, мнение - продукт восприятия, результат познания через чувство.
Дамаскин рассматривает как познавательные процессы по отдельности (мышление, восприятие, ощущение, память), так и процесс познания в целом. То, что мы сегодня называем восприятием, он именует воображением.
В эмоциональной сфере Иоанн Дамаскин выделяет различные чувства, описывает их феноменологию. Чувства удовольствия он разделяет на душевные и телесные, четко оговаривая, что телесных удовольствий в чистом виде не существует, а есть чисто душевные и как бы смешанные, которые происходят при участии и тела.
Отдельное внимание уделяется проблеме психофизического в человеке. Дамаскин выделяет в человеке душу и тело, подчеркивая их неразрывную и тесную связь и взаимовлияние, но главенствующее положение отдает душе.
Рассматривая поведенческий аспект, Иоанн Дамаскин подчеркивает сущностные отличия взрослого человека от ребенка или бессловесного животного. Разум, который он так же называет словом, является сущностным свойством человека и неразрывно связан со свободой выбора. Человек совершает поступок, который подлежит оценке, когда он совершается добровольно, произвольно и осознанно, то есть человек знает обстоятельства, при которых его совершает. Теме произвольности уделяется особое внимание, она, наряду с разумом, свойственна только человеку и позволяет ему быть свободным от своей природы, а не быть ведомым ею. Произвольность как свойство разума неразрывно связана со словом.
Понятие воля, употребляемое Дамаскином, не однозначно, не полностью соответствует современному пониманию этого термина, для него воля сообразна природе. Близким к современному является понятие власти, самовластия.
Говоря о движущих силах поведения, он разводит желание и хотение, где желание – этоопредмеченное хотение.
Проанализировав исследовательский метод Иоанна Дамаскина, нам удалось выделить у него следующие методы исследования психологических явлений: метод доказательства от противного, последовательного исключения, метод введения и использования теоретических понятий, описательный метод.
Насколько это было возможно сделать в рамках квалификационной работы, мы изучили связь психологических взглядов Иоанна Дамаскина с идеями предшественников и последователей, показали отражение его идей в ведущих концепциях отечественной психолгии.
Перспектива исследования нам видится в дальнейшем изучении развития психологической мысли в эпоху Средневековья, в более глубоком анализе взглядов мыслителей этого периода. Также важным представляется более полный анализ связей идей Иоанна Дамаскина с идеями предшественников и последователей. Интересным представляется дальнейший анализ метода и системы понятий, используемых Дамаскином.
Литература
1. Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999.
2. Аристотель. О душе // Сочинения в 4 томах. Т. 1. - М., 1976. - С. 369 - 448.
3. Безрогов В. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: ХХ век и перспектива // Развитие личности, 2002, № 4. С. 115 - 137.
4. Братусь Б.С. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. - М., 1995.
5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. - М., 2000.
6. Братусь Б.С. Психология и этика: опыт построения дискуссии. - Самара, 1999.
7. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М., 1982.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1999.
9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6, М., 1984.
10.Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1998.
11.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 2000.
12.Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002.
13.Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; Ред. В.А. Крохи. - СПб., 2001.
14.Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. I/ Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. - М., 1989. С. 481 - 572.
15.Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 1993.
16.Дильтей В. Описательная психология. - СПб., 1996.
17.Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М., 1990.
18.Крашенинников Е.Е. Психологические взгляды Фомы Аквинского. Автореф. ... канд. психол. н. - М., 2002.
19.Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. - СПб., 1997.
20.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М., 1981.
21.Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.
22.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.
23.Махнач А.В. Психология и христианство: путь интеграции // Вопросы психологии, 1995, № 6. С. 146 - 151.
24.Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Клин, 2001.
25.Минея служебная. Декабрь. Ч. 1. - М., 1882.
26.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
27.Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика РАО В.С. Мухиной // Развитие личности, 2002, № 2. С. 5 - 12.
28.Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.
29.Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп.- М., 1986.
30.Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии, 1993, № 2. С. 6 - 8.
31.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М., 2001.
32.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.
33.Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) - Киев, 1991.
34.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
35.Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М., 1935.
36.Святоотеческая хрестоматия. - М., 2001.
37.Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 1. - Пермь, 2002.
38.Сильвестр. Опыт православного догматического богословия, т. 1. - Киев, 1884.
39.Спиноза Б. Избранные произведения, т. 1. - М., 1957.
40.Филарет. Историческое учение об Отцах Церкви. - СПб., 1859.
41.Флоровский Г.В. Восточные Отцы V - VIII веков. - М., 1992.
42.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
43.Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1998.
44.Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии, 1997, № 3. С. 112 - 132.
45.Христианство: Энциклопедический словарь: В 2-х т.: т. 1: А-К / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. - М., 1993.
46.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб., 1998.
47.Шеховцова Л. III Международная конференция "Психология и христианство: путь интеграции" // Вопросы психологии, 1997, № 5. С. 147 - 151.
48.Щедрина Е.В. Коллоквиум «Семья в России: христианский брак и воспитание детей» // Вопросы психологии, 2000, № 6. С. 146 - 148.
49.Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М., 1985.
[1] Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М., 1985. - С. 9.
[2]Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - С. 4.
[3]Там же. - С. 4.
[4]Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М., 1985.
[5]Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.
[6]Там же. - С. 11.
[7]Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000. С. 28.
[8]Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии, 1993, № 2. С. 8.
[9]Махнач А.В. Психология и христианство: путь интеграции // Вопросы психологии, 1995, № 6. С. 146.
[10]Щедрина Е.В. Коллоквиум «Семья в России: христианский брак и воспитание детей» // Вопросы психологии, 2000, № 6. С. 146 - 148.
[11]Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 387.
[12]Там же.
[13]Безрогов В. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: ХХ век и перспектива // Развитие личности, 2002, № 4. С. 115 - 137. Щедрина Е.В. Коллоквиум «Семья в России: христианский брак и воспитание детей» // Вопросы психологии, 2000, № 6. С. 146 - 148.
[14]Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 1993.
[15]Там же. - С. 49.
[16]Крашенинников Е.Е. Психологические взгляды Фомы Аквинского. Автореф. ... канд. психол. н. - М., 2002.