Периодизация, предложенная Л. С. Выготским, включает следующие периоды: кризис новорожденное™, младенчество (2 месяца — 1 год), кризис одного года, раннее детство (1—3 года), кризис трех лет, дошкольный возраст (3—7 лет), кризис семи лет, школьный возраст(8—12лет), кризис тринадцати лет, пубертатный период (14—17 лет), кризис семнадцати лет.
19 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ
В мировой психологии уже не одно десятилетие ведется поиск единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы. Представление о стадиальности психического развития человека существовало параллельно с идеей непрерывного, постоянного совершенствования и накопления достижений личности человека.
Одной из общепризнанных периодизаций является классификация Э. Эриксона Он выделил .следующие возрастные этапы психического развития: от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3 лет (раннее детство), от 3 до 6 лет (возраст игры), от 6 до 12 лет (школьный возраст), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).
Была выработана и интегральная периодизация психического развития. Она представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение. Выделяют стадии становления самобытийности и становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новые общности) и кризисы развития (освоения новой общности).
Первая ступень — оживление (от рождения до 12 месяцев). Общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную психосоматическую индивидуальность. Вторая ступень — одушевление (11 месяцев — 6,5 лет). Общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную «самость», осознает себя субъектом собственных желаний и умений. Третья ступень — персонализация (5,5—18 лет). Партнером растущего человека становится «общественный» взрослый (учитель, мастер, наставник и др.). Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, устанавливает границы «самотождественности» внутри собственного бытия с другими людьми. Четвертая ступень — индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится человечество (в пределе), с которым он вступает в деятельносные отношения. Эти отношения опосредуются системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития во многом субъективна — это индивидуализация общественных ценностей по «мерке» личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную «самость». Пятая ступень — универсализация (39 лет и старше). Происходит выход за пределы любой границы развития индивидуальности. Одновременно осуществляется вход в пространство общечеловеческих и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей.
20 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Человеческое бытие и есть способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру. Бытие людей — это реальный процесс их жизни. Реальным же этот процесс может стать и становится только как процесс сотрудничества и жизнеобеспечения, общения с другими людьми. Другими словами, реальный процесс человеческой жизни — это совместно осуществленный труд. Онтогенетически этот процесс складывается из двух этапов. Совместная деятельность взрослых, которая обеспечивает первоначальное включение нового человека в общение, развивает его фундаментальные человеческие способности и готовит его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде. Затем собственный труд человека, т.е. его целесообразная деятельность по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, которая одновременно обеспечивает собственно человеческое развитие всех его участников.
Характерный только для человека способ отношения к миру, который опосредуется отношением к своей собственной жизнедеятельности, не определяется только видоспецифическими особенностями физиологической организации человека. Он осваивается на ее основе каждым ' в процессе общения с другими людьми. Формы деятельностного общения, его способы и средства общие для всех вступающих в общение индивидов. Общая совокупность этих форм становится для каждого тем «масштабом» или той «мерой», которой индивид измеряет и оценивает собственную жизнедеятельность. Если в совместной деятельности действие значит что-то для другого, тогда это действие имеет значение и для самого человека. Значимый для всех образ действия (содействия) — это субъективный образ предмета, на который данное действие направлено. Также это и чувственно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности человека. Таким образом, именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать сам свою жизнедеятельность. Человек предваряет ее осуществление общественно значимым образом того ее результата, который разрешил бы противоречия реальных условий его жизни. При этом идеальное представление о будущем предшествует каждому отдельному виду деятельности и мотивирует ее, формируется на основе значений предметов, средств и способов деятельности.
21 САМОСОЗНАНИЕ
Самосознанием принято называть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также влечениям и.мотивам поведения, и конечно же отношение к переживаниям и мыслям. Считается, что самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данные возможности выступают в качестве основания для целесообразных действий и поступков.
Следует отметить, что в основании самосознания находится способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Данная жизнедеятельность возникает в общении при протекании процесса формирования первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности. Для человека отношение к своему осознанному бытию, которое опосредуется совместной деятельностью, осуществляемой именно в общении, в свою очередь способствует формированию определенного представления человека о себе самом, как о субъекте. Именно субъект способен на общественно значимые поступки и действия. Представление человека о себе, т.е. так называемый субъективный образ своего Я, складывается под влиянием оценочного отношения других людей. Это происходит при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, которые приняты в обществе. Образ Я — это непременное условие каждого акта целеполагания Представление о цели и путях ее достижения — это также одновременно и представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Другими словами, о себе, уже добившемся своей цели, и так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности, в первом случае он относится к себе как к уже обладающему нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к тому типу людей, у которого таких способностей нет.
В психологической литературе о самосознании иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека, т.е. его отношение к миру, знаниям, невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности. Формирование самосознания человека не осуществляется без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей. Для человека обязательно отношение к себе, как к субъекту общественно значимой деятельности, именно в процессе данной деятельности каждый человек может сам (и должен сам) изменять свои способности, а также самого себя. Вследствие этого самосознание — это не только результат, но также и предпосылка развития сознания.
22 ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Ученые нередко трактуют сознание как особое состояние психики человека. Именно в этом состоянии человек обычно находится, когда не спит, нормально, адекватно воспринимает то, что происходит с ним самим и вокруг него. При этом определении сознания оно может исчезать, появляться и меняться по силе и отчетливости проявлений. Но при этом и в самом сознании можно выделить особые состояния, или так называемые уровни сознания. Вообще, к выводу о том, что уровни сознания действительно существуют, ученые пришли в тот момент, когда наряду с сознанием было признано и существование бессознательного.
Одно из состояний сознания получило название апперцепция. Это самая высокая точка, в которой может оказаться сознания человека. Под апперцепцией понимается наиболее яркое, отчетливое состояние сознания человека, при котором он лучше всего воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, а также наиболее точно может описать происходящее с ним. Следует особо подчеркнуть, что апперцепция включает в себя не все сознание человека, а лишь наиболее четкую часть сознания. Апперцепцией считают высший уровень состояния сознания.
В этом состоянии человек может находиться в отдельные отрезки, моменты или эпизоды своей жизни, например, когда человек полностью здоров, бодр, спокоен и эмоционально положительно настроен.