Смекни!
smekni.com

Психологические особенности китайцев (стр. 11 из 11)

Китай – другой! И это ощущается не только в доисторических постройках, в изысканности китайской кухни, в сложности иероглифов, в витиеватости китайской философии и уникальности китайских боевых искусств, но и в довольно простых вещах и привычках, окружающих повседневную жизнь китайцев.

Есть тысячи причин по которым нужно хотя бы раз в жизни побывать в Китае. Но, возможно, для кого-то соприкосновение со специфическими моментами китайского быта может навсегда отбить охоту путешествовать в Китай и, даже, сформировать у человека предвзятое мнение о всех китайцах и стране.

О таких не совсем привычных для европейского уха, глаза и восприятия вещах пойдет речь в этом разделе. Предупрежден – значит обезопасен!

Китайские туалеты

Китайские туалеты могут наверное считаться одной из самых грандиозных шокирующих культурных достопримечательностей Поднебесной. Многие уборные, особенно в деревнях, до сих пор остаются в буквальном смысле слова «дырками в земле» или просто канавками. В лучших традициях этого аграрного прошлого многие китайские туалеты не имеют смыва, хотя в некоторых отдельных случаях рядом может стоять ведро с водой. Еще одна шокирующая подробность – в деревенских или придорожных самодеятельных туалетах часто ограничиваются перегородкой, по пояс взрослого человека. Двери в большинстве случаев могут отсутствовать или быть «половинчатыми». Туалетной бумаги в общественных туалетах обычно нет. Предупреждение: все вышесказанное относится в большей степени к провинциальным городам и деревенским районам Китая. В больших городах «туалетная революция» находится в самом разгаре

Публичное харкание

Харкание, похоже, стало у китайцев чем-то вроде национального развлечения. Возможно, это – одна из самых отвратительных и нездоровых привычек китайцев. Прочищение глотки и громкое высвобождение образовавшейся в результате этого жидкости прямо на пол или через окно (дома, автомобиля) повсеместно распространено в Китае. «Харкальницы» - чисто китайский атрибут интерьера – устанавливаются в публичных местах и даже в залах заседаний. Эта привычка – пережиток крестьянского прошлого страны, когда неграмотные люди верили в то, что глотать свою собственную слизь (слюну) вредно. Для китайца даже подумать противно – как можно проглотить эту гадость, накопившуюся во рту!

Курение

Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет. Причем количество подверженных этой нездоровой привычке в Китае имеет тенденцию к возрастанию. Китайцы курят повсеместно, не взирая на лица и ситуации. Помимо всего прочего (в частности - уважения к привычкам окружающих) у китайцев в крови небрежное отношение к сигаретному пеплу. В Китае вы можете встретить его повсеместно: на полу в гостиничном холе, на покрывале, на ковре в конференц-зале, на мебели

Пристальные взгляды

Китайцы любят поглазеть на иностранцев. В этой китайской привычке элементарного любопытства больше, чем чего бы то ни было другого. Испытанный прием – так же пристально поглазеть на китайца (ев) и улыбнуться им в ответ. Вы рискуете нарваться… на ответную улыбку!

Попрошайки и уличные торговцы

Попрошайничество, побирание, а также приставания уличных торговцев – один из побочных эффектов общества, быстро вошедшего в рыночную экономику. Торговцы, особенно на курортах и в туристических зонах могут быть особенно докучливыми. Если вас эти вещи изначально раздражают – лучше всего просто не проявлять никакого интереса к торговцам. Равно как и не обращать внимания и не выказывать резко своих негативных эмоций к нищим и побирушкам, даже если они хватают вас за руки или за одежду. Безразличное спокойствие – вот ваше главное оружие в таких ситуациях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Китайская ментальность в отношении морального сознания далека от всех других российских групп, которые в целом относительно близки друг другу по своим характеристикам. При этом много принципиальных отличий, когда позиции прямо противоположны. Россияне в целом отличаются своеобразным «анархизмом» в морали – каждый свободен определять, что и кому должен, каждый может следовать морали, которая ему ближе. Китайцы во всех этих вопросах против самоопределения в морали – правила предначертаны и им надо следовать. Принципиальные различия обнаруживаются и в локус-контроле. Россиянам, в отличие от китайцев, свойственно объяснять негативные личные качества за счет общества – оно виновато в том, что делает людей такими, какие они есть. В решении неоднозначных моральных дилемм китайцы – против нарушения правил, даже ценой жизни, тогда как россияне не относятся к этой дилемме так однозначно.

Китайский менталитет проявляет свою специфику во всех сферах морального сознания, будь то аксиология, решение моральных дилемм, этикет, нормы поведения. Противоречивость в позиции китайцев (а в контексте вышесказанного, просто самобытность) также обнаруживает себя при сравнительном исследовании добродетелей и пороков.

К непреходящим ценностям китайской традиционной культуры относятся:

-- основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способ мышления, созвучный идеям современной физики, в частности, квантовой теории поля;

-- акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании человека, гармонии межличностных отношений и отношений между личностью и обществом;

-- морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе;

-- традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических норм;

-- традиции семейных отношений;

-- стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды, интересов личности и массы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Интернет

2. «Менеджмент в китайской традиции» Б.Б. Виногродского, В.С. Сизова (Издательство «Экономистъ», 2007)Шпеман Р. Основные понятия морали. М., 1993.

3. Шердаков В.Н. Нравственные качества, нравственный облик личности, их социально-психологическая детерминация // Моральные качества личности и основные аспекты их изучения / Под ред. В.Н. Шердакова. М., 1980.

4. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1974.

5. Иванов В.Г. История этики древнего мира. СПб., 1977.

6. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие. М., 1983.

7. Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» // Этика и ритуал в современном Китае: Сборник статей / Отв. ред. Л.С. Васильев. М., 1988.

8. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М., 1994.

9. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.

10. Гусейнов А.А., Иррлитц Г.И. Краткая история этики М.: Мысль, 1987.

11. Маслов А.А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае // Вестник Московского университета. Серия: Востоковедение. 1997. № 5.

12. Доменак Ж.-Л., Хуа Ш. Семейные отношения в Китае: Пер. с франц. М., 1991.

13. Воловикова М.И., Гренкова Л.Л. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 1997.