Смекни!
smekni.com

Психологические особенности периода средней взрослости (стр. 4 из 5)

2. Подмена собственной мотивации роста стимулированием развития мотивационной сферы подрастающего поколения в «нужном» родителям (или одному из родителей) направлении; убеждение детей в необходимости принятия тех мотивов и целей, которые составляют собственную ценность человека, обрекая молодого взрослого на воплощение в жизнь нереализованного жизненного сценария родителей.

Иногда мотивом выбора последнего варианта является соблюдение семейных традиций, желание передать опыт, накопленный предыдущимипоколениями. Это обстоятельство связано с тем, что, находясь в семье междудетьми и стареющими родителями, люди среднего возраста обремененыобязательствами по отношению к двум поколениям, а также по отношению к самому себе. Теперь они принимают на себя роль хранителя семьи, направляясвою активность на поддержание семейных традиций, достижений и сохранениесемейной истории.Проявлять заботу о близких людях человека побуждает чувство чьей-тозначимости. По Эриксону, забота представляет собой «расширение взятых насебя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человекпроявляет интерес» (Erikson, 1982, р. 67). Являясь основным личностнымдостоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но иестественное желание человека внести свой вклад в жизнь будущего поколения,а также проявить благодарность к тем, кто заботился о нем раньше.Для отношений между средним поколением, детьми и родителями частобывают характерны попытки повлиять на поведение друг друга. При этомсуществует миф о том, что это влияние приводит к грубым размолвкам и разногласиям из-за различий в образе жизни и ценностях. Тем не менее исследования показывают, что внутри семьи между поколениями существует удивительная преемственность в мотивационной направленности.

Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность людей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. Вслучае отсутствия потребности заботиться о ком-то взрослый человек постепенно переходит в состояние поглощенности собой, при котором основнымпредметом заботы являются его личные потребности и удобства. Человек незаботится ни о ком и ни о чем, потворствуя лишь своим желаниям. Жизньпревращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностныеотношения. Ценностные ориентации сдвигаются на другие сферы деятельности: личное здоровье, религию, работу. Однако приближение пенсионного возраста, связанного с ограничением кругареализации профессиональных способностей и опасностью потери рабочегоместа, в отсутствии потребности заботиться о ком-то может снова вернутьчеловека к переживанию мотивационного кризиса с характерными для негочувствами безысходности, тоски и бессмысленности существования.

3.3 МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Если семья имеет смыслообразующее значение в жизни человека, а отношения внутри семьи не удовлетворяют его потребностей в заботе и безопасности, то выходом из такого положения нередко бывает развод и образованиеновой семьи после 40 лет. Однако в целом в этой возрастной группе уровеньразводов гораздо ниже, чем среди молодых пар. Так, можно ожидать, что из 8 супружеских пар, состоящих в первом браке, распадется только 1 пара.Удельный вес разводов в браках продолжительностью 20 лет и более — всего 11,6% (Андреева Т. В., 1998). Эти цифры говорят о резком изменении в сознаниичеловека концепции брака как союза, заключаемого на всю жизнь. Мотивы развода супружескихпар в период средней взрослости восновном остаются те же, что и умолодых супругов: они хотят получать от совместной жизни больше, чем имеют в настоящее время. Наиболее частыми мотивами развода являются пьянство или алкоголизм, измена или подозрение в измене. Кроме того, если муж и жена все время испытывали в браке те или иные трудности во взаимоотношениях, то уход взрослых детей из родительского дома («опустевшеегнездо») также может вызвать личный или семейный кризис супругов. Онипонимают, что устали друг от друга, имеют разный круг общения,определяющий раздельное времяпрепровождение, что в их отношенияхнаступила дисгармония в сексуальных потребностях и возможностях, образовалось психологическое отчуждение и нет больше необходимостиоставаться вместе ради детей.

Значительное число людей, особенно проживших вместе больше 15 лет, воспринимают развод как поражение. Тот, кто являлся инициатором развода, может ощущать грусть, гнев, вину, но также и чувство контроля над ситуацией. Интересен тот факт, что, хотя после развода женщины и оказываются в более сложной моральной и финансовой ситуации, именно они в большинстве случаев и являются инициаторами разводов. Партнер, который не принимал решение о разводе, часто чувствует себя отвергнутым. Нередко у него возникает чувство унижения и бессилия. Если семья представляла для него основную жизненную ценность, то последствия могут быть достаточно тяжелыми — от депрессии до потери желания жить. Между тем большая часть разведенных супругов справляются со своими проблемами уже через 2-3 года. Те, у кого жизнь складывается вполне благополучно, обычно вступают через 3-4 года в повторный брак. Однако количество повторных браков среди разведенных мужчин в 3 раза выше, чем среди разведенных женщин.

Как и мотивы разводов, причины образования новых союзов остаются теми же, что и в период ранней взрослости. Человек хочет любви, духовной близости и заботы о себе и других. Многие разведенные мужчины в возрасте старше 40 лет, вступая в повторный брак, выбирают женщин гораздо моложе себя и снова заводят детей. Вероятно, подобный выбор мотивируется желанием человека не просто начать все заново, а так, чтобы вновь почувствовать себя молодым, как это было много лет назад, вернуть себе былую остроту чувств и переживаний. Меньшая, но заметная часть разведенных людей испытывают горечь и одиночество в течение 10 лет после развода. Некоторые мужчины практически теряют контакт со своими детьми и, несмотря на свое материальное благополучие, отказываются помогать им, мотивируя свое поведение тем, что они испытывают дискомфорт от воспоминаний о прежней семейной жизни. Некоторые женщины продолжают использовать своих детей в качестве оружия для борьбы со своими мужьями, стремясь получить как можно больше материальных благ или просто из желания досадить им. Психологический анализ супружеских пар, проживших вместе более 15 лет, показывает, что наиболее распространенным мотивом сохранения брака, как для мужчин среднего возраста, так и для женщин, оказываются благоприятные отношения между ними, когда супруг(а) является их лучшим другом. Интересно отметить, что у мужчин и женщин, долго состоящих в браке, семьнаиболее важных мотивов совместной жизни совпадают (Крайг Г., 2000):

1. Он (она) является моим лучшим другом.

2. Он (она) нравится мне как личность.

3. Брак — это долгосрочное обязательство.

4. Брак священен.

5. У нас общие цели и задачи.

6. Он (она) со временем становится все интереснее.

7. Я хочу, чтобы наши отношения завершились успешно.

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности. Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть который ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоуважении и самореализации.


4. ОСОБЕННОСТИ Я - КОНЦЕПЦИИ

В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концептуального ядра личности. Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей. Для самооценки периода ранней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер и в различных ситуациях проявляется «проекция» этой общей самооценки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация. Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.). В связи со сменой ролей, происходящей в этом возрасте, многим людям свойственна «стратегия самоподачи» и «самопрезентации», которая сказывается на «социальной составляющей» их Я-образа. У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концепция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности», или расколотое самосознание.