4. Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Психолог учреждения получает информацию, всесторонне и полно характеризующую образ жизни вновь прибывшего, а также его наиболее существенные свойства. Данную информацию он фиксирует в тетради индивидуальной воспитательной работы, чтобы начальник отряда имел исходные данные для разработки плана различного рода мероприятий, направленных на искоренение антиобщественных взглядов и пресечение нежелательных поступков.
Далее психолог в ненавязчивой форме в беседе с новичком рассказывает об особенностях отношений между осужденными в данной колонии, заостряет внимание на том, что в учреждении отсутствуют принятые в преступном мире разделения осужденных на категории и что причисление к той или иной из них может поставить осужденного в униженное состояние. Поскольку данную информацию довольно трудно сразу воспринять ввиду того, что вновь прибывшие в определенной степени (одни в силу поддержания отношений с преступным миром, другие - пройдя через СИЗО - следственный изолятор) подверглись криминальному заражению, их внимание переключают на ознакомление с Правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями осужденных, с порядком обращения в различные инстанции и другими вопросами, имеющими важное значение для обеспечения должного порядка в учреждении.
После проведения комплекса бесед по различной тематике возвращаются к вопросу о взаимоотношениях между осужденными с тем, чтобы предотвратить проявление негативных реакций в отношении лиц с низким неформальным статусом. Данная беседа имеет глубинный смысл, результатом ее должно явиться изменение представлений новичка об иерархической структуре преступного сообщества как о единственно правильном объединении лиц, лишенных свободы.
Беседу следует начинать с устранения недоверия, чтобы установить с осужденным психологический контакт. Положительный результат беседы будет достигнут лишь при условии создания обстановки взаимного доверия. Это возможно только тогда, когда осужденный почувствует, что перед ним сотрудник, профессионально подготовленный, знающий свое дело и уважающий личность независимо от его социального положения.
В ходе беседы подчеркивается мысль, что осужденный ни в коей мере не исключен из общества, а продолжает оставаться его членом, только с определенными ограничениями правоспособности.
Далее внимание вновь прибывших заостряется на особенностях учреждения, требованиях, предъявляемых к осужденным и т. д. Затем подходят к главному вопросу беседы - об отношениях, складывающихся в преступном сообществе. Здесь подробно и эмоционально излагается стратификация в местах лишения свободы, показывается, что ее неизбежным результатом для многих осужденных являлась, несмотря на внешние признаки благополучия и "справедливости", жестокая и беспощадная эксплуатация. Внимание новичков обращается на то, что в данном учреждении все виды работ, в том числе поддержание порядка в помещениях отряда, проводятся исключительно в порядке очередности, а не в зависимости от неформального положения осужденного, его физической силы и т. д. В заключение обязательно делается акцент на применении различных мер воздействия, в том числе силы, по отношению к лицам, которые совершают в учреждении противоправные действия, особенно связанные с унижением человеческого достоинства.
Такие беседы оказывают на новичков сильное воздействие, так как услышанное противоречит тем сведениям о жизни в зоне, которые они почерпнули из своего опыта. Поэтому после беседы необходимо дать исчерпывающие ответы на возникшие вопросы.
С осужденными, имеющими выраженную склонность к правонарушениям, проводится работа, в которой преобладает метод убеждения. К лицам же, имеющим стойкие криминальные взгляды, применяется комплекс психологических и педагогических средств воздействия на личность.
Осужденные К. и Б., прибыв в учреждение, категорически отказались выполнять требования администрации, узнав о характере колонии, о тех взаимоотношениях между осужденными, которые сложились к моменту их прибытия. Они заявили, что отбывание наказания здесь противоречит их статусу в криминальном мире, и просили об отправлении их в ПКТ. Представители администрации были готовы к таким заявлениям и поэтому не стали изолировать прибывших от основной массы осужденных, чтобы оказать на них устрашающее (карательное) воздействие. В план воздействия на таких осужденных входили многочасовые психолого-педагогические беседы. Новичков несколько раз поочередно удаляли из кабинета, где проходила беседа, с тем, чтобы они могли обдумать сказанное им. С ними беседовали сотрудники различных служб, к ним обращались другие осужденные, чтобы они одумались. Наконец Б. заявил, что трудно сознавать, как ломаются собственные убеждения, еще недавно казавшиеся такими стойкими. В итоге К. стал руководителем производственной бригады в одном из отрядов, а Б. дневальным по комнате свиданий.
Необходимо отметить, что одним из элементов плана по искоренению преступных традиций является разъяснительная работа с вновь прибывшими, которую проводят сами осужденные, что в сочетании с беседами сотрудников дает большой эффект.
После проведения как обычных, так и специфических мероприятий с новичками психолог и заместитель начальника по воспитательной работе делают заключение об уровне их общей готовности к жизни в обычных условиях исправительного учреждения. Осужденные, воспринявшие основные требования учреждения, распределяются по отрядам. Остальные же, а таких бывает 2 - 3 человека, подвергаются дополнительному, но более интенсивному воспитательному воздействию.
Распределение осужденных по отрядам зависит от их поведения, склонностей и интересов, от умения правильно строить взаимоотношения с окружающими, степени реагирования на замечания представителей администрации. Другими словами, осужденные направляются в отряды в зависимости от степени нравственной запущенности, а не по производственному принципу. При этом учитывается и мнение цехового персонала.
Отряды пополняются людьми, которые морально готовы к выполнению различного рода работ без оглядки на неформальные нормы поведения, приоритетные в преступной среде. Все это способствует созданию в отрядах здорового ядра, которое может оказывать положительное влияние как на постоянно поступающий новый контингент, так и на нерадивых осужденных. Попадая в отряды, последние видят, что их действия, направленные против существующих требований, не встречают общего одобрения, потому впоследствии, включаясь в существующий нормопорядок, они сами содействуют поддержанию дисциплины в учреждении.
К моменту прибытия в колонию у осужденного А. наблюдалась ярко выраженная отрицательная направленность с превалированием элементов преступной романтики. Он пытался пропагандировать традиции, действующие в уголовной среде. Осужденный категорически отказался выполнять работу по уборке помещений, а также идти в любой из отрядов, мотивируя это тем, что при приеме пищи в столовой учреждения все осужденные, независимо от их статуса в преступной среде, сидят за теми столами, место за которыми определяется начальником отряда, и это такое положение несовместимо с его взглядами. В течение двух дней с ним проводились воспитательные мероприятия, в том числе использовалась такая форма, как беседы с осужденными, находившимися в отрядах. Смысл этих бесед заключался в объяснении системы, сложившейся в колонии, менять которую осужденные не желают и не позволят это сделать другим. В результате А. был распределен в один из отрядов, где не только стал выполнять все то, что от него требовалось, но и вступил в одну из секций самодеятельных организаций и пищу в столовой принимал, сидя за столом с бывшими "отверженными"'. В данном случае произошел "эффект психического заражения" в позитивном смысле слова.
Наиболее сложным и ответственным моментом стала деятельность по адаптации к условиям жизни в учреждении осужденных, имевших ранее статус "отверженных". Было принято решение о ликвидации принятого в преступном сообществе разделения осужденных на отряды с тем, чтобы каждый человек, лишенный свободы, имел одинаковые возможности как в трудовой деятельности, так и в общественной жизни колонии.
По прибытии в учреждение "отверженные" подвергаются психологическому воздействию с целью выработки у них стойкой установки на противодействие любому моральному либо физическому посягательству на их личность. Параллельно проводятся беседы общего характера с массой осужденных, в которых затрагиваются аспекты, связанные с уважением человека, каким бы он ни был. Было установлено, что социально-психологическая и трудовая адаптация "отверженных" проходит легче и быстрее, если они попадают в положительно влияющий на них коллектив бригады, отряда. С этой целью подбирается бригада с уже сформированным позитивным микроклиматом, где бригадир пользуется заслуженным авторитетом и проводится соответствующая работа. Как правило, путем применения приемов психологического воздействия у осужденных удается сформировать убеждение в необходимости создания нормальных условий для жизни любому лицу вне зависимости от цвета кожи, языка, национального или социального происхождения, а тем более от его статуса в местах лишения свободы.
И только после проведения такого рода мероприятий осужденных, относящихся к категории "отверженных", распределяют по отрядам.