Смекни!
smekni.com

Психологические особенности становления учителя (стр. 2 из 3)

Принято выделять три стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократичный и либеральный. Эта классификация стилей берет свое начало в работах К. Левина, изучавшего в 40-ые годы стили руководства группой. Существует множество классификаций стилей педагогической деятельности, в основу которых положены различные признаки. Так, у В.А. Кан-Калика основанием разделения стилей деятельности является характер включенности в процесс общения; А.К. Маркова и А.Я. Никонова такими основаниями полагают ориентацию учителя на процесс или результат и динамические характеристики (гибкость, устойчивость, переключаемость).

Индивидуальный стиль деятельности педагога – это система устойчивых способов влияния педагога на учащихся, а также принципов организации своего рабочего времени. Под «устойчивыми способами влияния педагога на учащихся» понимаются профессионально важные умения и психологические качества, которые реализуются в педагогических действиях. Вторая часть определения охватывает собой то время, которое учитель проводит среди учащихся, и то, которое отводит на подготовку к деятельности либо совершенствование своего мастерства.

Известно, что в школах внедряются альтернативные системы обучения. Самыми популярными из них являются развивающее обучение по системе Л.В. Занкова и развивающая модель обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Обе системы берут своё начало в теоретических разработках Л.С. Выготского, главная из которых сводится к решающей роли обучения в развитии. Поэтому они очень похожи своими целями, задачами, средствами и результатами, исключая некоторые детали.

В проведенном нами исследовании изучались особенности индивидуальных стилей учителей, работающих по двум системам обучения – традиционной и развивающей. Основной целью стало выявление существенных различий между педагогами с разными системами обучения. Выборка испытуемых включает 30 учителей начальных классов, одна половина из них занимается по традиционной системе, а вторая половина использует развивающее обучение.

Для сбора данных использовались следующие три методики: 1) Опросник «Особенности стиля деятельности учителей начальных классов» И.В. Долгополовой (включает в себя ряд утверждений,относящихся к различным группам педагогических действий); 2) Тест «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана); 3) Опросник «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.

В ходе обработки данных использовался t-критерий Стьюдента.

Наиболее информативной оказалась методика И.В. Долгополовой. По этой методике выявлено 12% отличий от общего числа утверждений. Найденные отличия дают представление об индивидуальном стиле педагогов традиционного обучения. Прежде всего, они склонны придерживаться плана, проявляют больше требований к ученикам, используют простые по конструкции предложения. В противоположность им педагоги с развивающим обучением более склонны к гуманному обращению с учениками, проявляют оригинальность на уроках.

Любопытно, что наибольшее количество несовпадений представлено в блоке, содержащем организационные действия. Этот компонент деятельности, как никакой другой, позволяет говорить о стилях руководства, или управления, педагога. То есть с некоторой долей уверенности можно учителей традиционного обучения считать склонными к авторитарному стилю. В то время как учителя в своём большинстве с развивающим обучением предпочитают демократический стиль руководства. Но подчеркнём важную деталь, различия по показателям опросника носят относительный, а не абсолютный характер.

Методика по выявлению выраженности мотивов профессиональной деятельности дала 29% различий. Учителя с традиционным обучением имеют более высокую степень выраженности мотивов избегания критики и наказаний. Вероятно, данные показатели сковывают творческую активность педагогов. Из последнего утверждения можно заключить, что педагоги развивающего обучения стремятся к проявлению своего творческого начала. Следовательно, эти педагоги более склонны к тем мотивам, которые отражают внутренние потребности.

По тесту «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова выявлено, что уровни эмпатии педагогов обеих групп очень схожи. По общему показателю педагоги показали очень высокий уровень эмпатии. Обнаружено только одно различие. Педагоги с традиционным обучением с большей эмпатией относятся к старикам. С одной стороны, данный показатель характеризуется внимательным, уважительным обращением к пожилым людям. Такие люди стараются во всём помогать пожилым, они полагают, что старшее поколение имеет огромный жизненный опыт и всегда может научить, как правильно нужно поступать в конкретной ситуации, дать дельный совет. Действительно, люди с почтенным возрастом обладают мудростью, то есть способностью разумного выбора. Но, с другой стороны, предлагать нечто новое, проявлять неподдельное творчество, – эти задачи в большей мере характерны для молодого поколения.

Таким образом, индивидуальные стили деятельности педагогов с развивающим и традиционным обучением имеют существенные различия, которые представляют развивающее обучение в более выгодном свете. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что коренные изменения в образовательном процессе наступят лишь тогда, когда каждый учитель задумается над проблемой собственного стиля деятельности.

Эффекты креативного потенциала и самооценки на профессиональное выгорание педагогов

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Исследования Т.И. Рогинской показали, что деятельность педагогов обладает рядом особенностей (наличие большого числа стрессовых факторов, высокая эмоциональность, сложность педагогических ситуаций и др.), в связи с которыми они в большой степени подвержены профессиональному выгоранию.

Существуют теоретические и эмпирические предпосылки, дающие основания полагать, что креативный потенциал и адекватный уровень самооценки являются факторами антивыгорания (И.И. Чеснокова, Н.Д. Никандров). Креативность развивает нестандартное мышление, а основные функции самооценки – внутренняя регуляция поведения и соотношение своих возможностей с целями и средствами деятельности. Однако исследований, непосредственно посвященных выявлению эффектов уровня креативности и самооценки на степень профессионального выгорания преподавателей музыкальной школы, не проводилось. В связи с этим, актуальность данного исследования обусловлена потребностью педагогической психологии и психологии труда в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании характера взаимосвязи креативности, уровня самооценки и профессионального выгорания преподавателей.

Синдром профессионального выгорания, креативность и аспекты самооценки личности широко исследуется различными учеными. В данной работе при исследовании профессионального выгорания мы опираемся на трехфакторную модель К. Маслач и С. Джексон; выгорание – это профессиональный кризис, включающий в себя эмоциональное истощение (ЭИ), деперсонализацию (Д) и редукцию (Р) личных достижений. Креативность (КП) – потенциал, внутренний ресурс человека, проявляющийся в способности человека к нестандартному мышлению, а также осознанию и развитию своего опыта (С.И. Макшанов). Самооценка рассматривается как обобщенное чувство человека по отношению к себе, включающее переживания различного содержания: общее самоуважение, самоэффективность и локус контроля (С. Куперсмит, M. Розенберг, Г.Е. О Брайен, Р. Бернс).

Объектом нашего исследования является профессиональное выгорание, предметом – эффекты креативного потенциала и самооценки на профессиональное выгорание. Участниками выступили 47 женщин-преподавателей детско-юношеской музыкальной школы г. Кушвы в возрасте от 21-49 лет. Они были поделены на группы по следующим основаниям: престижность и востребованность преподаваемого инструмента (1 - фортепиано, скрипка; 2 - домра, гитара, флейта, труба, аккардион, баян, саксофон, балалайка) и стаж работы в музыкальной школе (2-6 лет; 7-10 лет; более 10 лет). Деление на группы проводилось на основании работ вышеперечисленных исследователей.

В данной работе применялись следующие методики: опросник «Профессиональное выгорание» Н.Е. Водопьяновой, опросник «Каков ваш креативный потенциал?» С.И. Макшанова, опросник «Общая шкала самооценки» А.И. Колобковой. Для выявления различий применялся U-критерий Манна–Уитни и Н-критерий Крускала–Уоллиса. Для выявления эффектов креативности и самооценки на профессиональное выгорание использовался однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ.

В рамках исследования нами были сформулированы следующие исследовательские гипотезы: У педагогов музыкальной школы, чья специализация наиболее престижна и востребована, вероятность возникновения профессионального выгорания выше, чем у педагогов других специализаций. Возможность возникновения профессионального выгорания значительно ниже у преподавателей, которые имеют стаж работы более 10 лет, чем у начинающих педагогов и преподавателей со стажем 7-10 лет. На профессиональное выгорание педагогов музыкальной школы оказывают влияние уровень креативности и уровень самооценки: отрицательная самооценка повышает возможность возникновения профессионального выгорания, высокий уровень креативности педагогов музыкальной школы способствует избеганию профессионального выгорания.

Данные сравнительного и двухфакторного дисперсионный анализа не подтвердили наши гипотезы. На возможность появления профессионального выгорания педагогов музыкальной школы не влияет специализация их деятельности и стаж работы. Одновременное взаимодействие различных уровней креативности и самооценки не объясняет причину возникновения профессионального выгорания преподавателей.