Смекни!
smekni.com

Психологические теории в социальной работе (стр. 2 из 5)

Сущность этого подхода можно рассмотреть на типичном примере, который широко используется в зарубежной литературе. [1, 19]

N пришел к социальному работнику после смерти своего отца через неделю в состоянии сильного душевного расстройства. Если подойти к этой ситуации поверхностно, то можно полагать, что это состояние вызвано смертью отца. Однако социальный работник, изучая историю жизни N, установил, что он недавно расстался со своей женой, которая уехала в другой город. N уже находился в стрессовом состоянии, пытался с этим бороться (завел новую подругу, чрезмерно употреблял алкоголь), но не чувствовал себя комфортно. Смерть отца еще сильнее дала почувствовать ему свое одиночество, что и вызвало состояние сильного душевного расстройства.

Поняв ситуацию с N, социальный работник помог ему поверить, что на него не свалилась серия разных несчастий, а что все неприятности сплетались в одно целое. Это не только облегчило страдания N по поводу смерти отца, и он смог освободиться от страха, вызванного одиночеством после ухода жены, но и изучить самые простые способы установления отношений с окружающими и нормализовать их [1].

На этом примере видно, что для оказания помощи клиенту N необходимо было специальное вмешательство социального работника и, прежде всего — стремление понять истинную причину его острой эмоциональной напряженности. Согласно такой позиции кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизни людей. Поэтому кризисное краткосрочное вмешательство рассматривается как общая теория решения проблем клиентов.

Видный представитель этого направления в социальной работе Голан разработала и описала основные теоретические положения кризисного краткосрочного вмешательства. При этом важное внимание, как практически в любой теории психодинамического подхода, уделяется изучению истории кризиса и происхождению переживаний. Основанная на психодинамических идеях кризис интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.[1]

Однако многие специалисты в области социальной работы не вполне удовлетворены методологией и теорией психоаналитического и базирующегося на нем психодинамического подхода в связи с его известной ограниченностью, что создаст определенные сложности на практике [19]. В связи с этим возникает необходимость в использовании других теоретических оснований, практикуемых в современной психологии, что также требует предметного ознакомления.

Следующее направление, которое будет рассмотрено - бихевиористская и когнитивная психология в контексте проблем социальной работы.

Бихевиористский подход был первым большим наступлением на психодинамические теории и их использование в социальной работе. Понять основную психологическую сущность этого направления важно потому, что методолого-теоретические подходы в социальной работе прямо преломляют психологические идеи.

Бихевиористское направление в психологии берет начало от работ Д. Уотсона.[8] Центральной конструкцией его системы является возможность показать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека в противоположность психодинамическому подходу. Здесь не уделяется особого внимания и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, что имеет существенное значение для экзистенциализма и гуманистических теорий. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности, их мотивы.

Основная идея — поведение человека - определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций,

Социальная работа, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффективной в силу своей четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с группами.

В социальной работе, однако, в большей степени используются идеи психологии бихевиоризма, связанные с социальным обучением (моделированием). Но, этот подход не нашел широкого применения в социальной работе по этическим соображениям, поскольку методы бихевиоризма в большей степени позволяют манипулировать поведением клиентов, чем контролировать его. А это не вписывается в стиль социальной работы, противоречит ее гуманистической составляющей.

В связи с идеями бихевиоризма, но в то же время и достаточно независимо, сформировалась когнитивная психология. Особо прочные позиции в теории социальной работы это направление заняло в 80-е годы. В то время теория и практика социальной работы, стесненная рамками психодинамического подхода и не нашедшая основного ключа в бихевиористских концепциях, открыла широкие возможности для применения психологических когнитивных моделей [14, 17]. При этом стала все более очевидной их близость к социальной психологии и социологии, комплексным подходам.

Представители когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Эти положения являются основой рационально-эмоциональных построений (А. Эллис), когнитивной терапии (А. Бек), психологического взаимодействия (Д. Крамбольц, Глассер). Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы, — опора в большей степени на мысли и поступки индивидов [14].

Эффективное использование когнитивной психологии в социальной работе характерно для X. Гольдштейна. В его работах прослеживается мысль о том, что неадекватность, ошибки восприятия ведут к формированию неверного взгляда на жизнь, нередко выражающегося в различных конструкциях. Отсюда, по мнению Гольдштейна, поведение включает 3 части: моральный код или социальную философию, теорию личности и методы воздействия [21].

Своеобразие теории Гольдштейна состоит в том, что он пытается объединить психологический и социальный аспекты в единое целое. Выделяя в личности три главные переменные: самопонимание (существование), восприятие себя (знание) и интенциональность, работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы дают возможности для понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.

Голдштейн считает обязательным для личностного комфорта гармоничные отношения между всеми частями личностного "Я". Рассогласование между ними ведет к различного рода конфликтам. Тут и возникает широкое поле деятельности для психологов, психотерапевтов, социальных работников. Основная цель их — помочь индивидууму адаптироваться к социальной ситуации. В социальной работе это становится возможным путем использования разных видов социального обучения (стратегического, тактического, адаптивного, дискриминационного, проблеморазрешающего и др.) [21].

В целом, когнитивную психологию можно рассматривать как теоретико-методологическую основу для многих теорий социальной работы, в том числе и комплексно-ориентированных.

Еще одно довольно распространенное направление в психологии – это гуманистическое. Рассмотрим возможности его использования в социальной работе.

К гуманистическому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлза (гештальт-традиции).

Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по важной причине: в своей основе он отражает сущность, содержание и методы социальной работы. Ведь, основная сущность гуманистической психологии по К. Роджерсу — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода — человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий "интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность [15].

Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе — "Я" — концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценности".

Через всю психологическую теорию личности у К. Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.

К. Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность — искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.