Смекни!
smekni.com

Психологический климат (стр. 3 из 6)

- Милый, дорогой, родненький Наркомпрос! Нам здесь тесно и всё сделано. Мы запсихуем здесь через полгода. Дайте нам что-нибудь большое, чтобы голова закружилась от работы. У вас же много всего!

- А почему бы вам не взять Куряж?.. Этот Дуряж - это ужас какой-то! Подумайте, под самой столицей такое бандитское гнездо. Вы же слышали. На дороге грабят! На восемнадцать тысяч рублей раскрали только в самой колонии - за четыре месяца...

...Что могло привлекать нас в Куряже? Во имя каких ценностей нужно покинуть нашу украшенную цветами и Коломаком жизнь, наши паркетные полы, нами восстановленное имение? ...В день приезда горьковцев в Куряж очень удачно был разрешён вопрос о сознании. Куряжская толпа была в течение одного дня приведена к уверенности, что приехавшие отряды привезли ей лучшую жизнь, что к куряжанам прибыли люди с опытом и помощью, что нужно идти дальше с этими людьми. Здесь решающими не были даже соображения выгоды, здесь происходило, конечно, коллективное внушение, здесь решали не расчёты, а глаза, уши, голоса и смех... Но я приобрёл на свою сторону только сознание, а этого было страшно мало... Я должен отметить один исключительный вечер, сделавшийся почему-то переломным в трудовом усилии куряжан... Новые колонисты не знали, кто такой Горький. Я рассказал ребятам о жизни и творчестве Горького, рассказал подробно. Несколько старших ребят прочитали отрывки из «Детства». Новые колонисты слушали меня, широко открыв глаза. Они не представляли себе, что в мире возможна такая жизнь. Они не задавали мне вопросов и не волновались до той минуты, пока Лапоть не принёс папку с письмами Горького... Все письма были прочитаны на собрании... На другой день я их не узнал. Отдуваясь, кряхтя, вертя головами, они честно, хотя и с великим трудом, пересиливали извечную человеческую лень. Они увидели перед собой самую радостную перспективу: ценность человеческой личности».

Этот пример из знаменитой книги даёт ответы на многие вопросы и показывает значение педагогических находок А.С. Макаренко для дальнейшего развития теории воспитания. Он свидетельствует о том, что психологический климат можно изменить при помощи педагогического влияния. Как свидетельствует В.В. Кумарин, «не прошло и полутора лет, как «третий сорт» (классификация колонистов) в полном составе (300 человек!) перешёл во «вторую категорию», а ещё через пару месяцев, ведомый престижно воспитанными, элитными полтавскими «десантниками» (130 человек!)... с шиком принимал дорогих гостей...» Попав в новую систему ценностных отношений, которую «привезли» с собою полтавские «десантники», куряжане оказались пленёнными новыми, неведомыми им прежде ценностями. Смена была настолько резкой, что напоминала ценностный взрыв. Таким образом, суть влияния заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на ценностную сферу членов группы, привнесение ценности в жизнь группы. Внимание А.С. Макаренко к тем ценностным отношениям, которые формируются у воспитанников (что они любят? что для них свято? в чём они видят смысл своего существования? ценностью или средством для них служит другой человек? как они относятся к труду, образованию?) и постоянная работа по обогащению мира ценностей членов группы и группы как совокупного субъекта позволили решительным образом изменить характер климата в колонии.

Этот пример даёт также возможность убедиться в высокой эффективности такого метода воспитания, как пример. В данном случае педагог опирался на пример жизни и деятельности знаменитого писателя, путь которого оказался близким и понятным колонистам. Это позволило перейти от внешних педагогических воздействий к внутренней духовной работе самих воспитанников по выработке смысложизненных ориентации. С позиций ценностно-отношенческого подхода можно говорить о том, что Макаренко удалось изменить отношение горьковцев не только к самим себе, но и к другим людям путём настойчивого формирования ценности человеческой личности, самопреодоления, созидательного труда, достойной жизни, заботы о других («Триста твоих братьев пропадает, таких же Максимов Горьких, как и ты!»), что определило изменение «стиля, тона».

Вывод педагога в отношении стиля очень важен: «Стиль - самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой заботы, как цветник. Стиль создаётся очень медленно, потому что он немыслим без накопления традиций, то есть положений и привычек, принимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени. Неудача многих детских учреждений происходила оттого, что у них не вырабатывался стиль и не сложились привычки и традиции»[12:С.389].

И здесь особенно важен вопрос о личности педагога как носителя системы ценностных отношений. Успехи детских объединений, руководимых А.С. Макаренко, во многом обусловлены теми ценностями, которые исповедовал Антон Семёнович. «Привнести ценность» в жизнь детского коллектива может только тот педагог, который сам исповедует высочайшие ценности, выработанные культурой. В этом отношении личность А.С. Макаренко не может не вызывать уважения и почитания. Преданность своей стране, ответственность за выполняемое дело, высокий профессионализм, уважительное и заботливое отношение к юному человеку, ощущение собственного достоинства освещает каждый поступок педагога.

Идеи А.С. Макаренко относительно стиля и тона детского объединения неразрывно связаны с главными положениями разработанной им теории коллектива. С точки зрения теории коллектива, в полной мере благоприятный для развития ребёнка психологический климат может быть установлен лишь в группе, достигшей высшего этапа своего развития, то есть группе-коллективе.

Общественное развитие последних десятилетий в нашей стране привели к пересмотру положений теории коллектива, размышлениям о границах применения этой теории в современной практике воспитания, призывам «демакаренкизировать» отечественное воспитание. Справедливым представляется суждение Б.Т. Лихачёва о том, что «коллектив не есть порождение той или иной социально-экономической формации, а представляет собой явление нормального совокупного человеческого сообщества и, как форма делового и товарищеского взаимодействия, является социальным достижением цивилизации» [10]. При таком понимании коллектив с полным правом можно считать универсальной формой педагогического процесса, а социально-психологический климат детского объединения рассматривать как важнейшее условие полноценного развития личности.

Жизнь и деятельность в школьном коллективе требует постоянного взаимодействия и общения, в процессе которого школьники взаимно познают и взаимно влияют друг на друга, в процессе которого формируется общность взглядов и оценок.

Подобно тому, как объединение людей не есть простая сумма индивидуальностей, так и психология класса не есть среднее арифметическое индивидуальных сознаний. Подростковая психология как явление имеет свои качественные особенности и свои внутренние закономерности развития.

Вместе с тем она формируется в процессе взаимодействия школьников и ее носителями являются подростки. Поэтому как психологию личности нельзя понять вне социально-психологических явлений, так и подростковую психологию нельзя понять вне личности школьника. Личности, составляющие класс как социальную группу, неодинаковы по содержанию и форме проявления своего сознания. Одни стоят в авангарде коллектива, другие составляют (по выражению А.С. Макаренко) здоровый пассив, а третьи плетутся в хвосте группы. Вот почему нельзя психологию группы отождествить с психологией отдельных индивидуумов, коллективную психологию представлять как простую сумму психики индивидуумов.

Очевидно, что общественное мнение и волю определяют прежде всего личности, задающие тон в жизни коллектива, т. е. наиболее активные и авторитетные, составляющие микрогруппы. Но из этого положения нельзя заключить, что психология микрогруппы совпадает с психологией коллектива в целом. Дело в том, что другие микрогруппы в какой-то мере корригируют своим влиянием стремления и волю авангарда. Вследствие этого результаты деятельности всего коллектива не достигают того уровня, который был бы возможен при однородности социальной группы, коллектива.

Нужно помнить и о том, что коллектив, его духовная жизнь динамичны и изменчивы, а отсюда и структура коллектива, и роль отдельных личностей в нем меняются [2].

1.2 Влияние учителя начальной школы на психологический климат класса

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.