Смекни!
smekni.com

Психология А. Маслоу (стр. 1 из 3)

План.

1. Введение.

1.1. Общий обзор состояния психологической науки вт. пол. ХХ в.

1.2. Становление когнитивной психологии.

1.3. Гуманистическая психология и её роль в системе психологического знания.

1.4.Персонологическая теория.

2. Абрахам Маслоу. Научное наследие.

3. Проблема мотивации в теории А.Маслоу.

4. Заключение.

Список литературы.

1. Введение.

В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с кото­рыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребо­вали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического тече­ния, как возможности существования объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос – судьбы психологии как науки о внутренних психических процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области эксперименталь­ных исследований и теоретической психологии. Это, прежде всего, исследова­ния познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, исследова­ния человеческого сознания в рамках наук о мозге – нейрофизиологии, нейро­морфологии, нейропсихологии.

Наиболее широким течением, выражающим дух той эпохи психологии, яв­ляется когнитивная психология. Она возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического исключения психического ком­понента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и по­знавательного развития, против упрощенного подхода бихевиористов к обуче­нию человека, который не мог служить основой для совершенствования учеб­ного процесса.

Когнитивная психология развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представ­лении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. У истоков когнитивной психологии стоят Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман, Дж.Р.Андерсон, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, ведущими представите­лями являются У.Найссер, Д.Бродбент, А.Пайвио и многие другие.

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился также на исследование эмо­циональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психоло­гию.

Другим крупным направлением, которое так же, как и когнитивная психо­логия, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гумани­стическая психология. Ее основание как самостоятельного направления отно­сится к началу 60-х гг. В 1961 г. был основан «Журнал гуманистической пси­хологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. со­стоялась конференция, положившая начало гуманистической психологии. Её ли­дирующими фигурами выступают Г.Оллпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, Ш.Бюлер, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй. Непосредственными предпосылками для возникновения гуманистической психологии явились исследования по психологии личности конца 30-х гг. (Г.Оллпорт, Г.Мюррей) и послевоенного времени (Г.Мэрфи), и психология личностных конструктов Г.Келли, получив­шая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в пси­хологии.

Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную – жизненную – психологию, т.е. более полезную для жизни. Утверждалось в ка­честве предмета исследования понимание здоровой творческой личности – за­дача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности явля­ется не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществле­ние, самоисполнение (Ш.Бюлер), самоактуализация (К.Гольдштейн, А.Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обра­щается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористической, так и в классиче­ской психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовле­творение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центр ста­новятся вопросы не теоретического характера, а больше практического приме­нения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности это направление психологии приоб­ретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком ходе развития гуманистической психологии принадлежит А.Маслоу.

Концепцию самоактуализации А.Маслоу, тео­рию самореализации Г.Олпорта, сис­тему взглядов К.Роджерса, концепцию Г.Меррея можно отнести также к «персонологическому» направлению, которое возникло в противопо- ложность психоаналитическим системам во второй трети ХХ века. Несмотря на определенное различие, все эти концепции имеют общие
исходные теоре­тические установки, которые и позволяют объединить их в единое психологи­ческое направление. Все перечисленные психологи подчеркивают гумани­стичность природы человека, выражающейся в изначально присущих инди­виду потребностях в теплых межличностных отношениях, в общении, в ува­жении и т. п. Анализируя мотивационно-потребност­ную сферу личности, персонологи в качестве ведущего мотива выделяют стремление индивида к непрерывному развитию, становлению, совершенство­ванию. Именно устремленность человека в будущее, его цели, планы, перспек­тивы, а отнюдь не его прошлое рассматриваются представителями данного направления как важней­шие характеристики личности. Всячески подчеркивается неповторимость, уни­кальность, индивидуальность каждой личности.

Отрицание якобы биологически обусловленной враждебности личности и общества, подчеркивание «гуманистических» потребностей человека, попытки доказать способность личности к непрерывному развитию – все это выгодно отличает «персонологическое» направление от психоаналитических теорий.

В «персонологических» концепциях личность понимается если не как пер­вичное по отношению к обществу явление, то, во всяком случае, как парал­лельно ему существующая сущность. В результате личность неизбежно антро­пологизируется и психологизируется. Однако представители «персоно- логических» теорий отнюдь не отри­цают влияния общества на личность.

Среди «персонологических» теорий получили наибольшее распрост- ранение концепции Г.Олпорта (1897-1969) и А.Маслоу (1908-1970). Основной объект исследования этих персоноло­гов – психологически здоровые, зрелые, творческие представители человече­ства, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Все достижения таких людей Олпорт и Маслоу пытаются объяснить лишь из­начально заложенным в субъекте стремлением к самоактуализации, самореа­лизации.

2. Абрахам Маслоу. Научное наследие.

Абрахам Маслоу окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам ХХ века, появилась на основе детального зна­комства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования другого пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и би­хевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он за­нимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психоло­гической ассоциации.

Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является анти­доктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремление к равновесию со средой. Как и Г.Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, уко­рененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно А. Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в пси­хике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией, которая исследовала бы «Я-концепцию» личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупномасштабных эксперимен­тов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихе­виоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретиче­ских рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализа­ции» – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом от­клоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую при­роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее ода­ренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемна­дцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Энштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).