РЕФЕРАТ
ТЕМА
ПСИХОЛОГИЯ БРАТСКО-СЕСТРИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого
Первые идеи по поводу того, что личность ребенка зависит от его позиции среди братьев и сестер, принадлежат А. Адлеру. В настоящее время в англоязычной литературе появилось много исследований сиблинговой позиции, и все они носят характер, нет достаточно глубокого теоретического обоснования зависимости личности от сиблинговой позиции. Предполагается, что дети, Предполагается , что дети, рождаются в семье в определенной последовательности, сталкивается с подобным опытом и преодолевают его схожими способами, что приводит а формированию определенных навыков, состояний и свойств.
Итак, сиблинговая позиция (от английского siblings, sibs – братья и сестры в одной семье) – понятие, которое включает в себя формальные характеристики обстоятельств рождения данного человека: порядок рождения, пол и интервал между рождениями. Предположения о связи сиблинговой позиции с личностными особенностями носят вероятностный характер. Тем не менее, многие исследования доказывают, что сиблинговая позиция при прочих равных условиях определенно влияет на личность, супружеское и родительское поведение, взаимоотношения с друзьями, начальством и коллегами по работе.
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.
По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции.
Эмпирические данные позволяют выделить и описать четыре вида позиций.
Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев и сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит к частому соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Чаще всего – это успешный ребенок с развитыми интеллектуальными способностями, эгоистичный, с недостаточно развитыми коммуникативными навыками, с отсутствием навыков заботы. Люди в данной позиции имеют самые низкие значения потребности и аффилитации (принятии другими) и меньше других боятся совершить ошибку.
Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать незавидным, пока он = единственный ребенок в семье. Родители обычно переживают по поводу появления первого ребенка, поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было как полагается. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка взгляд не мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как полодение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брад или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции.
Старший ребенок-первенец, от него больше всего ожидают родители, и он чаще всего оправдывает их надежды. Мотивация достижений, академическая успеваемость и профессиональная успешность старшего ребенка высоки. Его успешность связана не только с родительским ожиданиями, но и с опытом «детронизации» (свержения с трона). Этот термин предложен Адлером для описания сильнейших переживаний старшего ребенка при рождении младшего. В этой ситуации старший попадает в ситуацию внезапного переключения родительского внимания, заботы и любви на вновь родившегося ребенка, и этот опыт также стимулирует когнитивное и мотивационное развитие старшего, так как ребенок старается быть хорошим, умным и успешным, чтобы вновь завоевать (или отвоевать) внимание и любовь своих родителей.
Однако, если эмоциональная депривация старшего ребенка оказывается слишком сильной, а его ресурс ограничен, могут наступить поведенческие сдвиги в сторону нарушения навыков, которые уже были сформированы. Например, он может «разучиться» самостоятельно принимать пищу, ложиться спать, могут ухудшиться его вербальные навыки и навыки «туалетного» поведения.
В силу опыта «детронизации» ребенок, а позже взрослый слишком боится авторитетную фигуру, допустить ошибку. Он рано обучается «читать с лица» эмоции своих родителей, поэтому чувствителен к эмоциям других людей. Он идентифицирован (отождествлен) с родительскими фигурами и несет родительские установки в другие контакты. Старший ребенок имеет ранний и очень важный опыт заботы о другом (младшем), опыт принятия решений, ответственности и лидерства. В результате человека во взрослом состоянии в сиблинговой позиции «старший ребенок» мы с наибольшей вероятностью найдем среди людей, которые возглавляют социальные, политические, научные сообщества. Половина американских президентов и 21 из 23 астронавтов были старшими с детьми в семье (Ричардсон Р., 1994).
Старший брат среди братьев будет руководить мужскими (воинскими, международными, политическими организациями), старший среди сестер – женскими сообществами (школой, больницей) и далее – согласно описанной логике.
В семейной жизни старший ребенок будет больше привержен родительским, нежели супружеским, ролям.
Из всех сиблинговых позиций наиболее успешен в браке средний ребенок. Важно привести негативные данные о том, что первенцы составляют значительную группу среди проблемных детей; это, возможно, является следствием чрезмерных родительских ожиданий, адресованных первенцу, либо результатом неблагополучно пережитого опыта «детронизации».
Второй (средний) ребенок.
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат и старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга.
Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать и ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах»/
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата и сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.
Второй ребенок имеет большую зависимость от взрослых и статусных фигур, чаще обращается за помощью, в большей степени ищет одобрения других, очень чувствителен к несправедливости, нечестности и к ошибкам, которые совершают другие по отношению к нему. Поскольку он из-за своего возраста вынужден считать себя менее ловким, малознающим по сравнению со старшим братом, но может проявить способности в областях, в которых не отличатся старший, например, в спорте, искусстве. Средние дети достаточно коммуникабельны, дипломатичны и успешно работают в группе.
Самый младший ребенок.
Младший ребенок находится в уникальной сиблинговой позиции в том смысле, что «никто не наступает ему на пятки», он всегда остается младшим и нередко сохраняет самоощущение всеобщего любимца до старости. Этот ребенок окружен заботой, поэтому его чувства безопасности, защищенности сохраняется во взрослой жизни. Дети, а позднее и взрослые в сиблинговой позиции – люди с явным преобладанием позиции – люди с явным преобладанием позитивных эмоций, хорошим чувством юмора, возможно, со склонностью к детским манипуляциям (с тенденцией обижаться, надувать губы, чтобы добиться своего). Что касается успешности и общей мотивации достижения, в литературе описываются два сценария. Младший ребенок из многодетной семью может иметь сильнейшую потребность в достижении цели, если он вступает в соревнование, а иногда и конкуренцию со старшими. Но если он чувствует себя абсолютно самодостаточным, «купаться в любви близких», то у него могут не сформироваться рабочие навыки усилия и преодоления, и, столкнувшись с взрослой жизнью, он может стать неудачником и даже алкоголиком. Люди в сиблинговой позиции «младшие» наименее успешны в брачных отношениях, реже выходят замуж (женятся), а в случае супружества их брак бывает кратковременным.
Адлер считал, что положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом, и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер.
Во-вторых, если родители ограничены в материальных средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи.