Смекни!
smekni.com

Психология как наука (стр. 1 из 2)

РЕФЕРАТ

по курсу "Психология"

по теме: "Психология как наука"

Содержание

1. Общее представление о науке

2. Место психологии среди других наук

3. Методы психологии

Список использованных источников

1. Общее представление о науке

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики.

Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности.

Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1. конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Можно считать что психология зародилась в Древней Греции. (Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе)

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями мудрости").

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды.

В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля.

Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология).

Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни - неотомизма).

Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

В эпоху Просвещения Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века.

К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину.

Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную.

Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832-1920гг.) и Ф. Брентано (1838-1917гг.).

Зарубежные направления психологии:

функционализм - рассматривают психику как средство адаптации;

бихевиоризм - буквально, "наука о поведении";

гештальтпсихология - исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира;

психоанализ - метод исследования психических процессов;

гуманистическая психология.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Трансперсональная психология.

Профессионалы данной области" науки достаточно едины во мнении, что трансперсональная психология представляет собой "четвертую силу" в психологии (первыми тремя сипами при этом считаются: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология).

Само определение традиционно, с первого номера JournalofTranspersonalPsychology, дается в виде перечисления вопросов, рассматриваемых трансперсональными психологами.

Основные темы исследований, попавшие в большинство перечислений, были:

1) состояния сознания,

2) высшие (предельные) способности,

3) преодоление личностного "Я" (эго),

4) трансцендентное,

5) духовное.

Многие авторы включили и темы: медитация, новое видение человека, глубинная самость, интуиция, основы бытия.

Направления отечественной психологии:

рефлексология (В.М. Бехтерев) - учение об условно-сочетательных рефлексах цельной личности;

культурно-историческая теория (Л.С. Выготский);

В культурно-исторической теории Выготского деятельность и сознание человека социальны и неотрывны от исторически возникающих культурных средств управления ими.

теория деятельности (А.Н. Леонтьева);

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции.

Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции.

теория проникающего действия (С.Л. Рубинштейн);

Одним из важных методологических стержней теории становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития.

В трудах Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического.

концепция установки (Д.Н. Узнадзе);

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, пытающаяся объяснить явления восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа, но далее все очевиднее становилось, что рассматриваемые ей факты и закономерности по своей природе общепсихологические.

Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции. В общепсихологической теории Д.Н. Узнадзе установка считается бессознательным психическим явлением и делается попытка ее обоснования.

человекознание (Б.Г. Ананьев);

Ананьев Борис Герасимович, следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке (Человек как предмет познания, 1969), которые группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический вид;

2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

3) изучение человека как личности;

4) проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.

Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

теория отношений (В.Н. Мясищев);

В.Н. Мясищев разработал теорию личности на основе ее отношений.

2. Место психологии среди других наук

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты.

Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы.

Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.

В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью.

Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

Устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий.

Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в.

Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных.

Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу.

При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.

Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических.