Смекни!
smekni.com

Психология фиолетового цвета (стр. 3 из 3)

Красно-фиолетовый цвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себе сильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явно преобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие. Он может как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действовать как что-то болезненное и тщедушное.

В лиловом или средне-фиолетовом цвете красная и синяя составляющие уравновешивают друг друга. Лиловый цвет воплощает равновесие, соединение противоположностей между небом и землей, чувственным и духовным, любовью и мудростью, что находит свое символическое воплощение в образе андрогина и гермафродита. Как соединение мужского и женского начала лиловый цвет символизирует также верность. Это цвет меры, соразмерности, воздержанности и скромности.

Сине-фиолетовый цвет с преобладанием синей составляющей опять же несет в себе сильное напряжение, действует как что-то тяжелое и неспокойное, что выражается в символике жертвы, раскаяния, смирения и покаяния. В сине-фиолетовых одеждах предстает страдающий Христос в Гефсиманском саду и при распятии на кресте. Иногда в сине-фиолетовых одеждах изображается Мария Магдалена.

Черная тяжесть окончательно перевешивает в цвете индиго, самом темном оттенке фиолетового цвета. Индиго - это цвет Апокалипсиса, цвет гневных тибетских богов Бардо. Именно этот оттенок фиолетового цвета вызывал у испытуемых Ф. Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912) непреодолимые мысли о смерти и конце мира.

Литература

1. Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349

2. Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220

3. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос” 1996

4. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4

5. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991

6. Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30

7. Лапланш, Ж.; Понталис, Ж.-Б.: Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. - М., Высш. шк. 1996

8. Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44-54

9. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47

10. Обухов, Я.Л.: Синий цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 1, с. 30-41

11. Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 2, с. 65-79

12. Обухов, Я.Л.: Оранжевый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 5

13. Обухов, Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997

14. Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950

15. Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974

16. Cooper, I.C.: An illustrated Enzyclopaidie of Traditional Symbols, London 1978

17. Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, München 1956

18. Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951

19. Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975

20. Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961

21. Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962

22. Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980

23. Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980

24. Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970

25. Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983

26. Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912