Без определения доступного для ребенка с РДА уровня взаимодействия невозможно правильно поставить методику и содержание комплексного коррекционно – развивающего воздействия.
Подход к решению задач восстановления эффективной связи такими детьми может быть выражен следующими правилами, которые я вам предлагаю:
- первоначально в контактах с ребенком не должно быть давления, нажима, но даже прямого обращения.
- первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровне, которыми он занимается сам;
- необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости – доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него;
- работа может быть очень длительной, но ее нельзя форсировать;
- закреплять потребности ребенка в контакте;
- необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком;
- необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутических установок он становиться более раним в контактах и его надо особенно беречь от ситуации конфликта с близкими.
Также в результате проведения игровых занятий мне удавалось изменить поведение Данила. Прежде всего, это выражалось в отсутствии всякого опасения или страха. Он чувствовал себя естественно и свободно, становился активным, эмоциональным…
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть таких детей, в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально.
В то же время, в результате своевременно начатой работы, возможно преодоление аутических тенденций, и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми.
2.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ
Я хочу рассказать Вам о некоторых приемах работы с аутичными детьми. Эти приемы проверены мной на практике и дают хорошие поближе познакомить Вас с Даниилом.
«Мы познакомились с ним в нашем ДОУ, ему было 7 лет. На первый взгляд он не на что не реагировал, постоянно молчал, то вдруг издавал резкие звуки, все это лишний раз подтверждало диагноз: «ранний детский аутизм» который был поставлен в 4 года. До этого ставили диагноз задержка психического развития (ЗПР) ». Причиной же РДА оказалось врожденное поражение ЦНС. Мама Данила на поздних сроках беременности перенесла вирусно – инфекционное заболевание, и при этом применяла препараты не совместимые с беременностью без консультации врача.
Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии работа специалистов должна проходить с работой родителей по одной программе. Вместе мы выбрали индивидуальную программу развития ребенка. Педагог ставил конкретные образовательные задачи, а я, опираясь на общие закономерности развития Данила помогала решать возникающие проблемы. Дневное расписание Данила представляло собой вертикальный ряд карточек, на которых прикреплены небольшие объекты, обозначающие соответствующую деятельность.
Главной моей задачей являлосьвовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность, для дальнейшей его адаптации в обществе.
В первую очередь я решила поближе познакомиться с мальчиком. Стереотипная игра аутичного ребенка как повод для знакомства.
Трудности в работе могут возникнуть при первом же знакомстве. Обычно ребенок не обращает внимание на присутствие нового взрослого, либо становиться напряженным и агрессивным. К такой реакции нужно быть готовым заранее. При этом следует четко представлять психологические причины подобного поведения. А причина в том, что появление нового незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к новому человеку, то есть ко мне. У аутичного ребенка есть любимые игры, одна или несколько. В таких играх он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр:
- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
- в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;
- ребенок раз за разом один и тот же набор действий и манипуляций;
- неизменность: раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении длительного времени;
- Ребенок может играть в такую игру годами.
Наличие стереотипной игры ставит аутичного ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей. Так и я во время знакомства с Данилом наблюдала за его стереотипной игрой. Целью моего наблюдения было вникнуть в структуру стереотипной игры, выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова, в бормотании ребенка во время игры. Мои наблюдения и выводы помогли в дальнейшем каким образом я могу принять участие в игре Данила. Для начала я присела на небольшом расстоянии от ребенка. Он сразу отвернулся от меня и это уже хорошо. Если даже ребенок отодвинется дальше не в коем случае не находитесь от него далеко, и продолжайте наблюдать. Когда же мальчик привык к моему присутствию я постепенно начала включаться в игру. Здесь важно мало говорить и не совершать активных действий. Негромко можно повторять за ним его слова. Нужно дать ему понять, что вы не помешаете ему играть. Эта ситуация требует времени и терпения, до тех пор пока он не поймет, что вы тот человек который его понимает и помогает, и однажды примет ваше предложение поиграть, как и случилось в дальнейшем в моей ситуации.
Аутичные дети видят смысл деятельности только тогда, когда она четко запрограммирована. С этой целью я использовала пооперационные карты (рис.1, рис.2). Образцами подобных карт являются, к примеру, инструкции по сбору игрушек из серии «Киндер – сюрприз». Однако не достаточно их просто составить, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, педагог может делать это сам).
Аутичные дети плохо осознают свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Время от вркмени я старалась привлекать внимание Данила к его отражению в зеркале. Этот прием также дает положительный результат. Не нужно забывать о том, что аутичному ребенку нужна физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет, рисует и т.д.
Снижению уровня тревожности способствовали: телесные контакты, релаксационные игры, так же можно использовать здесь и пальчиковые игры.
Также очень важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности должен занимать по времени не более 10 минут.
Данилу были свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. И чтобы отвлечь его от этого занятия я успешно использовала эмоционально насыщенные ритмические игры, танцевальные движения. Благодаря этому в дальнейшем он стал посещать музыкальные занятия, несмотря на, что ранее он боялся заходить туда. Такого рода регулярные занятия способствовали уменьшению двигательных расстройств.
Ему очень нравиться рисовать красками (кисточками, тряпочкой и особенно пальцами), что помогает снятию излишнего мышечного напряжения, и развивает мелкую моторику пальцев. С этой целью полезна так же работа с песком, глиной, пшеном, водой.
Все вышеперечисленные приемы относятся к сенсорным играм, как возможности установления контакта с аутичным ребенком. Сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным «соблазнением» ребенка. А если Вам, как и мне удастся приятное переживание при получении нового сенсорного ощущения, то ребенок проникнется к вам доверием, и именно в этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта. Виды сенсорных игр разнообразны. Как я уже называла это игры с красками «Цветная вода» (приложение 1);
Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект (приложение 2).
Игры с мыльными пузырями. Данилу нравилось наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга он носился по комнате, тут же требовал повторения, но сам выдуть пузыри часто отказывался. Для этого предварительно нужно научить его дуть, сформировывать сильный воздух, будьте осторожны, следите за тем чтобы ребенок не вдувал воду в себя.
Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи и т.д. Они будут в восторге от таких изменений в природе.
Не менее интересны и игры с крупами. Высыпать гречку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ему присоединиться. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено его повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найдти такой, который ему понравиться. Данилу очень нравился пластилин, мы лепили угощения для кукол, предметы быта и т.д.