Обработка данных.
В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень: ребенок выбирает блюдце или ведерко, также палочку, при помощи которой зайку можно поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень: решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна. В этом случае ребенок вновь выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень: для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа бумажный кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на выбор самостоятельного превращения задачи на преобразование, это свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
I. 3. Следующим этапом нашей работы будет проведение диагностики
О.М. Дьяченко, выявляющей уровень развития творческого воображения.
Цель методики: выявление уровня развития у ребенка творческого воображения.
Материал: карточки с изображением контуров элементов предметных изображений карандашом.
Инструкция к проведению.
Детям 7-8 лет предлагается последовательно 20 карточек, на каждой из которой нарисована фигура. Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
Обработка данных.
0 уровень: ребенок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает данный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1 уровень: ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево и тому подобное), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 уровень: ребенок изображает отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 уровень: ребенок изображает отдельный объект, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка делающая зарядку).
4 уровень: ребенок изображает несколько объектов, но по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой).
5 уровень: фигура используется качественно по-новому, если в первых 5 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то в данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов в воплощаемый ребенком образ (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым малыш рисует картинку). При этом типе ребенок проявляет большую свободу в использовании заданных элементов для создания образа воображения.
Для решения второй задачи необходимо провести оперативное психологическое обследование по выявлению особенностей эмоциональной сферы младшего школьника.
Первая методика, которую мы проведем с детьми, будет методика по изучению понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
II. 1. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Цель методики: выявление способности понимать эмоциональные состояния людей (взрослых и сверстников) детьми 7-8 лет, то есть способности к эмпатии.
Материал: подобранные картинки-фотографии с изображением детей и взрослых, у которых на лице ярко выражено как эмоциональное состояние (радость, страх, гнев, горе), так и его оттенки (сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых).
Инструкция к проведению.
Исследование проводится индивидуально с детьми 7-8 лет. Проводится 2 серии.
Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых, задают следующие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку?».
Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки детей и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и так далее)? Как ты догадался об этом? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?».
Обработка данных.
Подсчитывают число верных ответов по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника.
Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе:
1) ребенок раскован, дает верные, сложные ответы по каждой серии. Подробно описывает каждую картинку (независимо от изображения на ней взрослого или ребенка), опираясь на ярко выраженные на лицах в момент переживания людьми мимические проявления – 3 балла;
2) ребенок охотно отвечает на поставленные выше вопросы, однако допускает ошибки в ответах. Дает не достаточно точное, однако приближенное к верному описание картинок с изображением:
а) взрослых, но путаются при описании эмоциональных состояний детей;
б) наоборот: не достаточно точное, но приближенное к верному описание эмоциональных состояний детей, путаясь при описании фотографий взрослых – 2 балла;
3) ребенок зажат, дает неверные ответы практически на все вопросы обеих серий, либо ответы не полны, скупы, символичны. Путается при описании фото как детей, так и взрослых, либо вообще не может описать их – 1 балл.
II. 2. Следующим этапом нашей работы будет проведение диагностики «Понимаете ли вы язык мимики?»
Цель методики: выявление способности детей 7-8 лет к эмпатии, то есть способности к сопереживанию через восприятие мимически-выраженных эмоциональных состояний человека.
Материал: 12 карточек с нарисованными лицами, в которых художник закодировал двенадцать состояний человека и один полный рисунок.
Инструкция к проведению.
Детям 7-8 лет предлагается 12 карточек-картинок. Педагог берет в руки отдельную карточку: «Друзья, познакомьтесь с мальчиком Томом. Однажды с ним произошла такая история: решил Том как-то раз сходить к художнику и попросить его, чтобы тот нарисовал его портрет. Художник согласился нарисовать портрет нашего мальчика за 12 дней. Однако, каждый день Том приходил к художнику с разным настроением и к сожалению портрета не получил. Через 12 дней художник отдал Тому только 12 картинок- набросков. Вот они (показывает карточки-картинки). Том отдал мне их и попросил вас ребята, чтобы вы внимательно рассмотрев рисунки, ответили на такой вопрос: «С каким настроением Том пришел к художнику в первый день, с каким во второй и так далее? Скажите, почему же портрет Тома все-таки не получился?»
Каждый ребенок рассматривает картинки и расшифровывает их; результаты записываются педагогом в протокол.
Обработка данных.
По окончании исследования ответы детей сравниваются с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с данными ниже формулировками):
1) безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость; 5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость; 9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.
Если детям удалось угадать большинство состояний, значит, задача научиться читать по лицам для них не актуальна. Если же результат получится неутешительный, вам следует уделить этому вопросу особое внимание:
По окончании подсчета результатов мы выделили 5 уровней:
1 уровень – дано лишь 1-2 правильных ответа. Путаница в остальных.
2 уровень – ребенок отгадал лишь 3-4 зашифрованных эмоциональных состояния;
3 уровень – разгадана лишь половина представленных на карточках кодов-состояний;
4 уровень – ребенок отгадал 8 -9 зашифрованных эмоциональных состояний, проявляя при этом попытки разгадать остальные,
однако, путаясь в ответах;
5 уровень – верно угаданы все или 10 из 12 предложенных состояний-шифров. Допустима 1 – 2 ошибки.
Следующим моментом нашей опытно- экспериментальной работы стало проведение исследования эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.
II. 3. Изучение эмоциональных проявлений детей, при разыгрывании сюжетных сценок
Цель исследования: изучить степень развития эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, способности воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.
Подготовка исследования.
Педагог подбирает ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:
1) больная мама лежит в постели, старшая дочка приводит брата к ней;
2) во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп и все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган; преподаватель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем;
3) мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показывать, что очень замерз;
4) девочку не приняли в игру, она отошла в угол класса, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет;
5) мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в классе.
Подготовка детей (двух – трех) для инсценировки этих сюжетов.
Проведение исследования.
Исследование проводится с детьми 7 – 8 лет.
Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.