1.3. Совокупность условий и факторов, влияющих на формирование личности и стиля жизни гомосексуала.
К сожалению, статистические данные не дают полного представления о типах личностей и стилях жизни людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сравнивая типы сексуальных отношений, нужно разграничивать их длительность, степень психологической интимности и ролевой диапозон - является ли данная связь только сексуальной или предполагает также общие интересы, совместную деятельность, проживание и т.д. Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе зависят не только от типа личности и ее запросов в данный момент, но и от целой совокупности условий. Например, молодой человек может быть по характеру романтиком-однолюбом, но, если у него нет собственного жилья, то провести в родительский дом и оставить на ночь парня очень трудно (немыслимо). Это заставляет его заниматься сексом в самых разных и не всегда удобных местах.
Здесь существует целый ряд цивилизациоонных и одновременно психологических градаций:
1. Анонимный одноразовый секс в общественных туалетах, где партнеры большей частью даже не видят друг друга.
2. Сексуальные контакты с незнакомыми мужчинами и женщинами в банях, саунах, парках, на пляжах, в темных комнатах специальных баров и дискотек.
3. Одноразовый секс в более или менее комфортных условиях дома или гостинице.
4. Сексуальное партнерство, где люди связаны между собой только более или менее регулярным сексом.
5. Более или менее длительные, постоянные партнерские отношения, предполагающие какие-то взаимные обязательства.
6. Сожительство с общим проживанием и домохозяйством.
7. Юридически оформленное домашнее партнерство или однополый брак.
Каждая из этих форм отвечает определенным потребностям и имеет своих поклонников и противников.
Однополые пары подразделяются по степени их стабильности на постоянные и случайные, а по степени сексуальной исключительности - на закрытые (многамные) и открытые. Закрытые отношения предполагают одного постоянного партнера и полное отсутствие случайных связей. При открытых отношениях наличие постоянного партнера не исключает возможности каких-то иных, временных связей.
Например, в Сан-Франциско в начале 1970-х годов 71% всех опрошенных геев (485 человек) и три четверти лесбиянок (211 человек) распределились по следующим 5-ти типам:
1. - Закрытые пары (67 мужчин и 81 женщина) напоминают счастливые браки. Это устойчивые, сплоченные пары, связанные взаимной любовью и общностью интересов. У них меньше всего сексуальных проблем, они не ищут случайных, временных партнеров на стороне, хорошо социально и психологически приспособлены, отличаются высоким самоуважением и значительно реже других гомосексуалов страдают от одиночества.
2. - Открытые пары (120 мужчин и 51 женщина) также живут совместно, но их партнерство не является сексуально-исключительным. Хотя они и привязаны друг к другу, но нередко развлекаются на стороне, испытывая в связи с этим различные тревоги. Их социальная и психологическая адаптированность несколько ниже, чем у первой группы, но значительно выше, чем у остальных гомосексуалов.
3. - Функционалы (102 мужчины и 30 женщин). Их сексуальная активность выше и количество партнеров больше, чем у остальных групп, но их контакты лишены эмоциональной вовлеченности, экстенсивны, часто безличны. Хотя в целом это энергичные, жизнерадостные и преуспевающие люди, их социально-психологическая адаптированность ниже, чем у первых двух типов.
4. -Дисфункционалы (66 мужчин и 16 женщин) больше всего подходят под классический стереотипный образ гомосексуала- невротика. Эти люди не в силах ни принять свою гомосексуальность, ни подавить ее. Для них характерны пониженное самоуважение и наличие множества внешних и внутренних конфликтов, для разрешения которых часто требуется психотерапевтическая помощь.
5. А сексуалы (110 мужчин и 33 женщины) - люди, которые категорически не принимают и всячески подавляют свою гомосексуальность, практически отказываясь от сексуальной жизни. Это крайне осложняет их эмоциональные отношения с другими людьми, заставляя скрываться, порождает чувство одиночества и всевозможные психосексуальные проблемы. Эти люди считают себя несчастными, часто обращаются к врачам и среди них самый высокий процент самоубийств.
У гомосексуалов Восточной Германии в 1990 году постоянного партнера имели 56%, причем 48% из них вели общее хозяйство и еще 36% хотели бы его вести.
У 35% 30-40-летних мужчин длительность сожительства была свыше трех, у 20% свыше пяти лет и у 10% -свыше 10 лет. В Англии в конце 1980-х годов партнерские отношения имели от 57 до 65% опрошенных геев, их средняя длительность составляла 4 года, максимальная- 38 лет.
1.4. Проблемы психического здоровья у людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Старая классическая психиатрия считала всех гомосексуалов психически больными. В 1970-х годах это мнение было опровергнуто, гомосексуальность перестали считать болезнью, и исключили из списка психиатрических диагнозов сначала Американской Психиатрической Ассоциации, а затем и Всемирной организации здравоохранения.
Но отсутствие причинной связи между гомосексуальностью и психическими расстройствами не исключает того, что живущие в сложных условиях сексуальные меньшинства чаще, чем гетеросексуалы подвержены разного рода стрессам, что может отрицательно сказываться на их психическом здоровье, включая и склонность к суициду. Однако, научные данные на этот счет противоречивы.
У женщин, независимо от их сексуальной ориентации, эмоциональные расстройства и тревожность встречаются чаще, чем у мужчин. По сравнению с гетеросексуальными женщинами, лесбиянки сильнее подвержены депрессии и имеют также более высокую алкогольную и наркотическую зависимость.
Разницы в уровне других эмоциональных расстройств и тревожности между этими двумя группами женщин не выявлено.
На эту тему следует рассмотреть два новых исследования о психическом здоровье и суицидности среди гомосексуалистов в сравнении с остальными людьми.
Первое исследование является лонгитюдным. Его испытуемыми были 1007 новозеландских детей, которых наблюдали до наступления им 21-го года. 78 из них, которых исследователи определили как геев, лесбиянок или бисексуалов, оказались группой повышенного риска для суицидального воображения и поведения, депрессии, тревожности, поведенческих расстройств и никотиновой зависимости.
Второе исследование сравнивает психические свойства 48-и пар американских монозиготных и 55-и пар дизиготных близнецов- мужчин, родившихся между 1949 и 1957 годами. Оказалось, что мужчины, которые имели сексуальных однополых партнеров после достижения 18-ти лет (таковых было 120 человек), совершали суицидные попытки в 6,5 раза чаще своих гетеросексуальных братьев, причем этот повышенный риск не объясняется ни общим состоянием их психического здоровья, ни наркотической зависимостью.
Большие сомнения вызывает также объединение в одну группу гомосексуальных мужчин и женщин, психические свойства которых во многом различны.
Эти данные серьезны и, вызывают научные споры. Старые противники "депатологизации" гомосексуальности, вероятно, усмотрят в них доказательство
собственной правоты. Политически консервативные круги припишут психические
трудности геев и лесбиянок вредному влиянию гомосексуального стиля жизни.
Идеологи геевского движения, наоборот, отвергнут обе эти интерпретации,
приписав всё социальному гнёту, который делает геев и лесбиянок несчастными и даже психически больными. На самом деле, пишет Бейли, любые поспешные
выводы несовместимы с наукой. Он указывает несколько разных возможностей
объяснения полученных данных.
1. Первая возможность - что повышенная склонность гомосексуалов к депрессии
и суицидам является следствием "социального гнета". Во враждебном, гомофобском мире молодым людям трудно принять свою сексуальную ориентацию и это, естественно, вызывает у них невротические реакции.
2. Вторая возможность может быть дело не только в "социальном гнете", но и в том, что даже в условиях относительной терпимости индивиду трудно принять свои отличия от большинства в таком существенном вопросе. Геи гораздо более одиноки, чем гетеросексуалы, они чаще оказываются в стрессовых ситуациях, им труднее найти себе постоянного партнера и т.д. И это может способствовать эмоциональным расстройствам даже при отсутствии враждебности со стороны окружающих людей. Если это верно, то даже в самых благоприятных социальных условиях миноритарный статус геев и лесбиянок создает для них психологические трудности и некоторые из этих людей нуждаются в специальной психотерапевтической помощи.
3. Третья возможность - что гомосексуальность представляет собой отклонение от нормального развития и связана с некоторыми другими отклонениями, которые могут вести к психическим нарушениям. Можно не считать гомосексуальность психопатологией и, тем не менее, допускать, что эволюция в целом благоприятствует развитию гетеросексуальности, а гомосексуальность своего рода ошибка развития, связанная с какими-то другими нарушениями. Это может быть подкреплено тем, что гомосексуалы отличаются повышенной эмоциональной неустойчивостью, и т.д. Но это характерно не для всех гомосексуалов. Наиболее высокие уровни депрессии и тревожности обнаруживают те из них, кто имеет или имел в детстве какие-то симптомы гендерной дисфории.