Смекни!
smekni.com

Психосоциальная терапия в практике социальной работы (стр. 3 из 4)

Крупное направление в развитии игровой терапии возникло в 30- годах с появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи терапии отреагирования – структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможности отреагирования. В рамках этого подхода терапевт воссоздаёт такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребёнку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

Игровая терапия в больничных условиях. Госпитализация может вызвать у ребёнка страх и напряжение, потому что он внезапно оказывается в незнакомой обстановке, где ему приходится проходить различные не очень приятные процедуры. Вследствие этого у детей часто возникает чувство тревоги. Игрушки, которыми располагает игровой терапевт, имеют в точности такое же значение, как и скальпель хирурга, для того, чтобы помочь детям покинуть больницу более здоровым, чем они пришли в неё. Если у детей нет возможности в приемлемой форме выражать свои страхи и справляться с ними, могут возникнуть новые эмоциональные проблемы и здоровая приспособляемость будет нарушена.

Используя медицинские инструменты; шприц, стетоскоп, марлевые маски, а также кукол и зверей, терапевт может познакомить детей с медицинскими процедурами в процессе целенаправленной игры и тем самым значительно уменьшить беспокойство детей, связанное с пребыванием в больнице. Предоставление детям возможности выбрать игровой материал и самим управлять игрой также дало положительные результаты. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить. Можно думать, что таким образом ребёнок пытается понять свои переживания и развить способность управлять ситуацией.

2.2 Взаимоотношения психотерапевта с клиентом

Поговорим о взаимоотношениях психотерапевта с клиентом. Насколько должен раскрываться психотерапевт? Многие авторы в этом вопросе умеренно консервативны. Они считают, что наиболее полезным процесс терапии является тогда, когда он сосредоточен на клиенте, а не на терапевте.

Политика умеренного самораскрытия терапевта и самого терапевтического процесса имеет свои преимущества. Такой подход демонстрирует терапевта в более гуманном плане и несколько приуменьшает болезненный дисбаланс одностороннего самораскрытия. Ситуации достаточно отличаются друг от друга, и каждый клиент извлечёт пользу из разных подходов в этом вопросе.

Положительное отношение. Согласно Роджерсу (известный американский психолог середины 20 – го века ), необходимо, чтобы терапевт не только испытывал положительное отношение к клиенту, но и проявлял его. Для этого существуют несколько способов.

1. Вариант чёткой формулировки. Терапевту несложно сказать клиенту: «вы мне нравитесь», «я нахожу вас интересным», «я люблю вас» и т.д.

2. В противоположность проговариваемому положительное отношение может выражаться в том, как терапевт слушает клиента, демонстрирует степень искренности в попытке понять его. Поза терапевта, выражение его лица, интонации голоса – всё это может говорить о том, что терапевт поддерживает хорошее отношение к клиенту, несмотря на капризы поверхностного человеческого непостоянства.

Пытаясь решить, что лучше, показывать положительное отношение на словах или на деле, - стоит обдумать, почему вообще важно это показывать. Одна из причин состоит в том, что невозможно сформировать терапевтический альянс, не проявляя положительного отношения к клиенту. Другой причиной является главная терапевтическая цель для большинства клиентов – укрепление их самооценки. Всё, что делает терапевт, в конечном счёте, направлено на это, и передача положительного отношения не исключение.

Известно, что когда клиенты спрашивают прямо или косвенно своих терапевтов, любят ли те их, клиенты совершают нечто большее, чем просто задают этот вопрос. Они говорят терапевтам нечто важное о недостатке прочной самооценки. Ответное успокоение может дать временное облегчение, но это успокоение не доходит до внутреннего источника беспокойства. Самой серьёзной опасностью временного облегчения является то, что оно немедленно забирает энергию клиента, и ценная возможность для клиента войти в соприкосновение с самими эмоциями и воспоминаниями, окружающими этот источник, может быть упущена. Поэтому. Если прямо или косвенно клиенты поднимают вопрос о чувствах терапевта к ним, терапевт не говорит, что они ему нравятся, он даёт им знать, что хорошо понимает важность затронутой ими темы. Терапевт делает всё возможное, чтобы использовать каждый шанс для исследования надежд, страхов и фантазий, которые порождают этот вопрос, и чувств, пробуждаемых его молчанием. Он объясняет, что считает очень важным для них подобное исследование, поскольку оно открывает им доступ к самим переживаниям и вытекающим из них отношениям. Отношениям, которые в значительной степени могут повлиять на их самооценку, и, в конечном счёте, сделать их самоуважение более устойчивым и более длительным, нежели любое его временное утешение.

Терапевтические отношения уникальны тем, что поощряют клиентов обращаться – как можно глубже – к своим желаниям, порывам и фантазиям. Такой подход предполагает выход за рамки «реального» или приемлемого в обычных взаимоотношениях. Этому помогает достижение терапевтом относительно неизменной позиции принимающего или эмпатического интереса и непримешивание сюда смущения по поводу собственных, постоянно колеблющихся чувств.

Отрицательные чувства. Карл Роджерс и его последователи занимают в этом вопросе чёткую и убедительную позицию.

1. Не разделять каждое мимолётное раздражение.

2. Обдумывать разделение негативного чувства только в том случае, если оно является внезапным или постоянным, или препятствует возможности быть максимально полно представленным перед клиентом.

3. Прежде, чем высказать его, задайте себе вопрос: «Для кого я это делаю? Хочу ли это сделать, чтобы отвести душу, чтобы отомстить, чтобы обидеть клиента? Или хочу сделать это, чтобы показать, насколько я достоверен?». Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет утвердительный, тогда оставьте своё чувство при себе или приберегите его для своего супервизора.

4. Если, как вам кажется, вы собираетесь высказать действительно полезное для клиента и процесса лечения, высказывайте это так, чтобы при этом показать ваше основное отношение к клиенту. Говорите в манере, снижающей возможность со стороны клиента расценить это как критику. Решение говорить означает принятие на себя ответственности за сказанное. Роджерс никогда бы не выразился: « Я вижу, вам сегодня скучно». Он мог бы сказать: « Грустно отметить, что мне не очень интересно на нашей сегодняшней сессии, и неловко говорить вам это. Мне кажется, скука появилась от того, что я не чувствую реальной связи с вами. Нет ли у вас каких-нибудь мыслей насчёт происходящего между нами сегодня? Что, по-вашему, заставляет меня испытывать подобные чувства?».

2.3 «Аутогенная тренировка – профилактика неврозов»

Теперь разберём метод Аутогенной тренировки, как профилактику неврозов.

В последние годы аутогенная тренировка (АТ) с успехом применяется не только для терапии неврозов, но и при стенокардии, психофизиологической реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальной стадии гипертонической болезни, нейродермитах и других заболеваний. АТ способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме. При этом нормализуется сон, улучшается настроение, происходит активация всей личности человека.

Заниматься аутогенной тренировкой лучше всего сидя или лёжа в тихой и спокойной обстановке. Первая стадия АТ – включает в себя пять упражнений.

1. Вызывание ощущения тяжести.

2. Вызывание ощущение тепла.

3. Регуляция ритма сердечной деятельности.

4. Регуляция дыхания.

5. Влияние на органы брюшной полости.

6. Влияние на сосуды головы.

Все упражнения выполняются с закрытыми глазами, формулы самовнушения повторяются только на выдохе. После выполнения упражнений рекомендуется посидеть спокойно в течении одной минуты и лишь за тем выводить себя из состояния аутогенного погружения, произнося формулу: « Согнуть руки, глубоко вздохнуть, на выдохе открыть глаза». На освоение каждого упражнения отводится около 2 недель, а на весь курс – 3 – 4 месяца.

После того, как вы научитесь своим ощущениям, можно перейти к более сложной формуле аутотренинга.

Разберём метод Розен-терапию.

2.4 Розен – терапия

Принцип Розен-метода заключается в телесном и вербальном контакте. Лечащий касается руками больного, определяет самые напряжённые места, «работает» с ними. Прикосновение к человеку расслабляет его мышцы и нервы. Во время сеанса следует действовать осторожно, мягко притрагиваясь к пациенту. И только на тех участках, где, по мнению лечащего, таится боль, движение рук может быть интенсивнее. В результате мышцы расслабляются и наступает облегчение. Одна из последовательниц Розен-метода Сандра Вуутен назвала свою книгу « Прикосновение к телу – достижение души». Автор этой разработки анализирует, как прикосновение к человеку влияет на природу человеческого бытия: « Нет сомнений, что в нашем сознании и телесном опыте, когда одна личность прикасается к другой, физически или эмоционально, вселенная изменяется». Наверное, правильнее сказать, меняется наше восприятие вселенной, и мрачное может стать светлым и радостным. Прикосновение смягчает, успокаивает, оздоровляет человека. Его душа обретает покой хотя бы на какое-то время.

Есть некоторое сходство и различие между Розен-методом и психотерапией. К примеру, в том и другом необходим вербальный контакт. Мы беседуем с нашими пациентами, но не лицом к лицу, как психотерапевты. Наш клиент лежит на столе и мы прикасаемся к нему.