Смекни!
smekni.com

Работа с неврозами в гештальт-терапии (стр. 2 из 3)

Ретрофлексия является патологической лишь в том случае, если она является хронической, привычной и неконтролируемой.

4. Дефлексия — это уклонение от реального контакта. При дефлексии человек избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п.

5. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих [2].

Резюмируя мысли о механизмах нарушения процесса саморегуляции, Перлз приводит краткие характеристики поведения людей:

- "интроектор" делает то, что от него ждут другие;

- "проектор" делает по отношению к другим то, в совершении чего по отношению к самому себе он их обвиняет;

- при дефлексии человек не знает, что, кто и кому делает;

- "ретрофлектор" делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим".

Было бы неверным говорить, что какое-либо конкретное невротическое поведение может быть примером только одного из вышеописанных механизмов. Обычно у человека, страдающего неврозом, наблюдается более одного, а то и все механизмы.

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной. Такими фрагментами чаще выступают противоречия: мужское—женское, активное—пассивное, зависимость—отчужденность, рациональность—эмоциональность, эгоистичность—бескорыстие.

Основная цель геештальт – терапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности, ликвидации противоречий.

Перлс, занимаясь консультированием в течение многих лет, сделал вывод, что невроз имеет структуру, т.е. уровни.

3. Уровни невроза по Ф. Перлзу

Структура невроза по Перлзу является пятиуровневой.

Первый уровень - клише или, как его еще называют «уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей» заключается в реагировании на других стереотипными и неподлинными путями. Это уровень, на котором люди играют в игры и теряют себя в ролях, пытается жить в фантазии, созданной нами или другими. Здесь люди активно манипулируют друг другом, прибегая к фиктивным ролям и играм, но получают при этом обратные результаты (например, широко распространены роли хулигана, очень важной персоны, плаксивого ребенка, миленькой девочки, хорошего мальчика).

Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я», поступает согласно ожиданиям окружающих. В результате собственные цели и потребности оказываются неудовлетворенными. Человек в этом случае испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций.

На этом уровне люди пытаются избежать эмоциональной боли, которая ассоциирую тем, что человек видит аспекты самого себя, которые предпочел бы отрицать. Но когда человек представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество отвергнет его.

Третий уровень – тупик (точка болезни) характеризуется фобической позицией, которая проявляется в уклонении и бегстве от подлинной жизни, потому что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.

Типичным поведением при этом является следующее: люди пытаются манипулировать окружающей средой, чтобы она видела, слышала, ощущала, думала и принимала решения за них. В тупике они часто ощущают нечто вроде смерти и чувствуют, что они - ничто.

Четвертый уровень – имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. Такое состояние характеризуется страхом смерти или ощущением отсутствия жизни.

Ф. Перлз считает, что необходимо пройти через этот имплозивный уровень, чтобы обрести собственное Я. Только вступая в контакт с этим уровнем, и неподлинными проявлениями, человек обнаруживает защитные механизмы и начинает контактировать с собственным "Я". Перлз утверждал, что снятие имплозивного уровня создает взрывное состояние.

Пятый уровень - эксплозия (взрыв) — это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм:

- скорбь (печаль), если человек переживает потерю, которая не ассимилировалась. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека;

- оргазм (для сексуально блокированных людей);

- гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности [3].

Эксплозии могут быть различными по интенсивности, в зависимости от количества энергии, вложенной в имплозивный уровень.

Таким образом, невроз по Перлзу состоит из пяти уровней. Для преодоления невроза человек должен пройти все уровни и дойти до «взрыва». Но не каждый может самостоятельно выйти из невроза, чаще всего людям необходим а помощь. Перлз считал, что в терапии невроза человек обязательно должен пройти через «взрыв». Только в этом случае гештальт может быть завершен, а, следовательно, проблема решена.

4. Работа с неврозов в гештальт - терапии

При наличии невроза человек препятствует себе в удовлетворении своих потребностей, целей, делает то, что ему не впрок и не делает то, что ему полезно. Процесс саморегуляции у него неэффективен.

При работе с неврозами терапевт создает условия эксперимента, где пациент сам находит, что для него полезно, что вредно [4].

Гештальт – терапевт предлагает пациенту разнообразные игры и упражнения, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями, а так же предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Цель гештальт-терапии - снять блокирование и стимулировать развитие. Создать цель и внутренний источник опоры, создать контакт с собой и с окружением, обогащать сознавание установок и способов поведения прошлого и настоящего, развить готовность пациента к принятию решения и действий, т.е. достичь эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.

Наиболее известными являются следующие игры [2].

1. Диалог между частями собственной личности. Игра используется при фрагментации личности. Психотерапевт предлагает пациенту провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком.

2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

3. Незаконченное дело. Пациенту предлагается с помощью высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.

4. Проективная игра. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту характера, которую он приписывает другому. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

5. Выявление противоположного (реверсия). Для снятия защиты и оосознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают представить вообразить себя предметом в старом заброшенном магазине, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты [2].

7. Игра "У меня есть тайна". Исследование чувства "вины и стыда". Эти тайны не следует высказывать, но представить, как члены группы реагировали бы на нее.

Следующий этап "похвастайтесь своей тайной" .

8. Игра "Я принимаю ответственность". После заявления пациент должен добавлять: "И я принимаю ответственность за это"[3].

В гештальт-терапии существует множество игр, для работы с преодолением неврозов, причем некоторые из них эффективны при индивидуальной, а другие – при групповой терапии. Эффективность применения той или ин ой игры так же зависит от личности пациента, от е6го восприятия, интеллекта и т.д.