Смекни!
smekni.com

Развитие коммуникативной компетентности (тренинг общения) (стр. 4 из 6)

При таком проведении значение выпавшего жребия преобразуется в "наибольшее количество" – "наименьшее количество". Участники игры называют не имя человека, а карточку, которая больше (меньше) всего представлена на игровом столе. Изменение по сравнению с основным вариантом – в прочувствовании не одного партнера, а настроения (установок) группы. Этот вариант по сравнению с основным, как правило, вызывает меньшее сопротивление. Кроме того, в этом варианте игры участники допускают меньше ошибок. Сложность ее состоит в обеспечении динамики игры и проведении содержательного обсуждения, а также в фиксировании результатов.

4 упражнение.

Обсуждение занятия.

Что интересно, полезно?

5 упражнение.

Каждый участник называет свою эмоцию и благодарит всех за занятие.

Занятие 7

Цель: Сплочение группы Ход занятия:

Приветствие участников, разминка, снятие напряжения.

Основные упражнения, направленные на сплочение группы.

Подведение итогов, обсуждение занятия.

1 упражнение.

Ритуал приветствия.

2 упражнение.

Упражнение "Ливень"

Цель: игра расковывает, расслабляет, помогает снять напряжение, активизирует внимание, стимулирует наблюдательность.

Время проведения: 5 мин.

Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей.

Виды движений:

1 круг – потирание ладоней;

2 круг – щелканье пальцами;

3 круг – похлопывание по бедрам;

4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притаптыванием.

И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней).

3 упражнение.

Упражнение "Доброе животное"

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

4 упражнение.

Упражнение "Расскажу о своем хозяине"

Цель: включение участников тренинга в групповую работу.

Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку…) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других). Первым представляется ведущий, затем ассистент, затем остальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задавать вопросы (каждое представление две, три минуты).

Приблизительная схема представления:

Кто он (имя, чем занимается, основные интересы);

Цели, с которыми пришел на этот тренинг;

Чего ждет от предстоящих занятий;

Что может и что готов сделать на группе для достижения поставленных целей.

5 упражнение.

Упражнение "Категории"

Цель: потренироваться в высоком уровне взаимодействия между друг другом и усилить чувство принадлежности к группе.

Время проведения: 30 минут.

Этапы проведения игры:

Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствует умственной деятельности.

Первый раунд: "Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее... " (Если в вашей группе занимаются люди из одного города, искать друг друга могут жители одного района, округа и т.п.) Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каждому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания. В таком случае Вы будете уверены, что задание выполнено верно.

Второй раунд: "Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы... " Образовавшиеся команды можно попросить показать свое созвездие.

Третий раунд: "Найдите как можно быстрее всех участников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду... "

Варианты:

Другие признаки, по которым могут составляться команды:

сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (для облегчения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);

одинаковый цвет глаз;

одинаковое настроение;

общий любимый цвет.

6 упражнение.

Подведение итогов дня.

Что было интересным, полезным?

7 упражнение.

Паутина Цель: создает ощущение целостности группы.

Время проведения: 10-15 мин.

Необходимые материалы: клубок с нитками Все участники сидят в кругу. У ведущего клубок с нитками. Он оставляет край нитки у себя и передавая клубок участнику говорит ему "Имя, ты мне нравишься, потому что…". И так каждый участник. Передавать клубок можно любому участнику группы. Нитки нужно оставлять у себя, а клубок передавать.

После того, как все участники спутаны одной паутиной, нужно обратить внимание на целостность группы. Далее клубок нужно смотать обратно, отдавая его тому, кто передал тебе со словами " Спасибо тебе Имя, за то что ты считаешь меня …"

Занятие 8

Цель: Сплочение группы Ход занятия:

Приветствие участников группы, упражнения для включения в работу.

Основная часть занятия, направленная на сплочение группы.

Подведение итогов, обсуждение занятия.

1 упражнение.

Ритуал приветствия.

2 упражнение.

Упражнение "Надувная кукла"

Цель: Упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления.

Ведущий играет роль "насоса": он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением "насоса" "резиновые куклы" начинают "надуваться": участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий "выдергивает затычку" у "куклы", и игроки с шипением ("ш-ш-ш! ") расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза. Обсуждения игра не требует.

3 упражнение Упражнение "Подъемный кран"

Цель: упражнение на сплочение команды.

Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:

тренер победившей команды;

полковник, выигравший битву;

балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;

пловец, поднявшийся на гребень волны;

облако, летящее по небу в жаркий день;

бревно на субботнике;

прыгун, зависший над планкой;

цветок лотоса на поверхности озера и т.д.

4 упражнение Игра "Киллер"

Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается роль киллера. Ему предстоит "перестрелять" всех жителей мирного города, делает он это с помощью подмигивания. Кому он подмигнет одним глазом (незаметно для остальных), тот считается убитым, после этого "труп" складывает руки "крестом" на своей груди. Игрокам "мирным жителям" предстоит найти киллера. При этом должны соблюдаться условия:

Обнаружив "киллера" свидетель поднимает руку, заявляя: "Я свидетель", после чего ждет следующего свидетеля.

Обвинение возможно при двух и более свидетелях

После на счет ведущего, на счет три свидетели не сговариваясь должны показать на одного человека

оба игрока называют одного и того же человека-киллера, т.е. версии оказались верными. В этом случае киллер "умирает", побеждают жители.

оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают (складывая руки) сами правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером (о чем знает и сам ведущий).

любое воздействие на игру "умерших", должно строго пресекаться.

Информация к обсуждению:

какие чувства испытывает человек, делающий признание и не уверенный до конца в своей правоте?

что испытывает изобличаемый?

как чувствует себя невинный человек, которого обвинили в убийстве?

что он ощущает, когда видит, что стал невольной причиной гибели других людей? и т.д.

После разоблачения город "засыпает", а бывший "киллер" выбирает себе приемника, два раза дотронувшись до плеча. Сам он на следующую игру становится ведущим.

5 упражнение Упражнение "Давайте поздороваемся"