Смекни!
smekni.com

Развитие личности методом танцевальной терапии (стр. 5 из 6)

Благодаря работе в группе по танце-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танце-двигательной терапии - это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.

Глава 3 . Исследования, проводимые в области танцетерапии

Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью и утратой, в значительной мере, прежних ценностных ориентиров, в том числе и семейных, становится всё более равнодушным. В том числе и к эмоциональному состоянию одних из самых уязвимых его членов – подростков. Актуальность темы определяется увеличением числа подростков, столкнувшихся с такой проблемой, как отсутствие должного внимания со стороны взрослых (социальная безнадзорность). Формирование у детей установок на недоверие к близким взрослым и барьеров в отношениях между ними выступает как результат отсутствия доверия в отноше­ниях, неумения и нежелания взрослых принимать и по достоинству оце­нивать ребенка. Сегодня дети, и особенно подростки, проводят ежедневно гораздо больше времени в компаниях себе по­добных, вне досягаемости родительского и другого «взрослого» конт­роля. И это неудивительно. Любой нормальный человек страдает в своей целостности от обособленности, отчужденности по отношению к самому себе и к миру (А. Камю). Заброшенность, ненужность до­ставляют особенно неприятные ощущения, если они не уравновеши­ваются полноценным общением. «Дети, лишенные надзора (родителей), — читаем в Кратком словаре „Семейное воспитание", — в силу своей незре­лости, неумения самостоятельно организовать свою деятельность, поддаются сомнительным увлечениям, пропускают занятия в шко­ле, плохо учатся, нарушают дисциплину. В самом деле, большинству родителей в настоящее время уже не до «хорошего поведения» своих детей. Даже если они и хотели бы опекать каждый их шаг, исходя из чисто эмоциональных побужде­ний, это редко становится возможным, так как все свое время они вынужденно проводят отдельно от детей, в разных местах — как до­ма, на досуге, так и на работе. Вместе с потерей неофициального контроля многие, и особенно наиболее нуждающиеся во внимании де­ти, сегодня перестали быть объектом и официального контроля со стороны социальных институтов. Поэтому, важным дополнением к традиционным методам обучения и воспитания является развитие деятельности психологических центров помощи населению, в которых подростки могут научиться понимать свои индивидуальные особенности и развивать имеющиеся способности, а также управлять своим поведением в рамках возникших ситуаций. Анализ данных официальной статистической отчетности последних лет говорит о тенденции распространения явлений безнадзорности, а также беспризорности в подростковой среде, что определяет уровень преступности среди несовершеннолетних в целом. В настоящее время важность улучшения организации свободного времени для детей и подростков, а также реализация различных психологических программ признается необходимым фактором гармоничного существования общества и одним из основных условий целостного развития личности.

Актуальность темы исследования и её недостаточная изученность, а также важность освоения внутренних ресурсов личности и укрепления эмоциональной устойчивости именно в период «взросления», определили цель и задачи данной работы. Объект исследования – группа подростков, находящихся под опекой и дети из неполных семей г. Химки (на базе психолого – педагогического центра помощи населению «Семья»).

Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. Цели исследования: - изучить теоретические подходы к возможности применения средств игровой терапии для повышения уровня эмоциональной устойчивости у подростков, попадающих под категорию безнадзорных; - осуществить экспериментальную апробацию тренинговой программы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (безнадзорность), применяя средства и положения игровой терапии. Задачи исследования: - сформировать активное и творческое отношение участ­ников к требованиям предлагаемых обстоятельств; - моделирование оптимальных способов поведения подростков в различных жизненных ситуациях и освоение участниками программы данных моделей; - реализовать программу игрового тренинга по повышению эмоциональной устойчивости у подростков на базе центра психолого-педагогической помощи населению «Семья». Гипотеза: воздействие игровой деятельности, реализуемое в тренинговой форме, на эмоциональную сферу подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации (проблема безнадзорности) предполагает укрепление эмоциональной устойчивости и формирование адаптивных форм поведения в сложившихся условиях. Методы исследования. В процессе данного исследования был применен ряд комплексных теоретических и эмпирических методов. К первой группе методов относятся анализ, сравнение, синтез и теоретическое изучение программы коррекции эмоционального состояния подростков в рамках направления игротерапии. Ко второй группе методов относятся: систематическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Эксперимент - апробация программы коррекции эмоциональной сферы подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации, с помощью игровых тренингов.

Принято считать, что вещи, которые мы носим, дом, где мы живем, нуждаются в заботе и уходе. "Первый дом", который получает человек при рождении, требует его постоянного внимания. Разговор идет о физическом теле. Для того, чтобы тело было здоровым, податливым и послушным, важно не забывать о нем, контролировать его состояние и поддерживать его форму. Для отработки и развития техники танца необходима разминка тела. Возможности физического тела заложены в трехмерном пространстве. Для полного и гармоничного отражения движений в этих условиях рекомендуется практиковать его в трех плоскостях. Данная работа - это попытка дать подход, принципы организации разминочных гимнастик. Попытка понять, сформулировать, что и как делать для развития гибкости и подвижности тела, чтобы любое движение стало простым и доступным. Можно ее охарактеризовать как «философия движения».

Здесь попытка дать методологию создания собственных комплексов и дать критерии оценки полноты и эффективности существующих. В основу положен анализ древней Вьетнамской борьбы «15 шаров».

Гимнастики и упражнения.

Разобьем упражнения по основным характеристикам.К первой группе отнесем все вращательные движения. Вращение рук, ног, туловища, головы, тела, таза, стоп, всего туловища, рук, кистей, комбинации вращений. Ко второй отнесем все упражнения на сжатие и растяжение. Например: потягивание, наклоны, «Поза носа лодки», «Тещин язык», «Открывание дверей», «Мюнхаузен», наклоны к одной точке плечевыми суставами, «Око возрождения», кроме вращений. К третьей группе отнесем упражнения на скручивание. Это «Гимнастика на позвоночник», повороты головы, вывороты рук. К четвертой группе отнесем - тряски. Тряски рук, ног, живота, головы, туловища, предплечий, груди, живота. К пятой группе отнесем различные прыжки: на носках, с подниманием бедер, подниманием прямых ног, на четвереньках, на «пятой» точке, с боку на бок, на животе, на спине, вокруг оси, в длину, на прямых ногах, отнесем сюда махи руками. К шестой группе отнесем силовые упражнения. Приседание, отжимание, подтягивание, поднятие тяжестей, качание пресса спереди и сзади.

Рассмотрим первую группу движений.

У человека 15 центров вращения. Это места соединения костей - суставы: два голеностопных, два коленных, два тазобедренных, поясница, грудь, два плечевых, два локтевых, два лучезапястных, шея.
Легкость движения определяется разработанностью и подвижностью этих мест, чтобы любая траектория движения была возможна, чтобы не было у человека "мертвых зон". В этом случае становится возможным передача волны движения в танце от места ее возникновения на самые удаленные участки тела с учетом различных направлений и разных плоскостей.
Вращательные и волновые движения можно комбинировать, составлять из нескольких.

Рассмотрим на примере груди. Представим центр, точку по середине позвоночника, на уровне сердца. Проведем ось через эту точку спереди назад и начнем вращать грудной клеткой вокруг этой оси, при этом ось остается на месте. Сначала вращение происходит по кругу в одну и другую сторону. Затем по спирали в одну и в другую сторону, затем по восьмеркам с центром в этой точке, одна горизонтальная, другая вертикальная, разных размеров.

Затем проводим ось слева направо, горизонтально, через ту же точку. И начинаем вращать грудной клеткой вокруг этой оси по тем же траекториям, обращая внимание на то, чтобы ось была параллельна земле во время вращения. Далее проводим ось сверху вниз, перпендикулярно земле через эту же точку. И начинаем подобные вращения вокруг оси, отслеживая, чтобы ось была всегда перпендикулярна земле. Итак, грудь вращается вокруг осей, расположенных в трех плоскостях, каждый раз по трем траекториям (круг, спираль, восьмерки). Скорость вращения и амплитуду можно менять. Начинать рекомендуется с равномерных вращений. Аналогично вращаем тазовым поясом, только центр берем в самой середине его.
Движения - также в трех плоскостях, по тем же траекториям, как и грудь. Голова аналогичным образом, только центр представляем в середине шеи. Вращения происходят в трех плоскостях и по тем же траекториям. При этом все остальные части тела не двигаются. Также вращаем кистями, но одновременно обеими. Каждая - через свой центр. Потом предплечья, плечи, ступни, колени, бедра. Если ногами вращают в положении стоя, тогда вращения делают попеременно каждой ногой, держа одну ногу на весу. Ногу можно вытянуть вперед, назад и в сторону. Количество вращений и скорость можно постепенно увеличивать. Из траекторий скачала можно брать круги, затем добавлять спирали, затем восьмерки. Последнее вращение - это «Молот» в одну и другую сторону, стоя на месте. Затем можно комбинировать вращения различных частей тела.