Смекни!
smekni.com

Развитие познавательных процессов в игре (стр. 2 из 7)

На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.

В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Юля (Лена, Андрюша)». В таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает игровые действия или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые.

Развитие сюжета игр исследовали Н. Михайленко, Н.Пантина [8, с.18]. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, девочка варит обед, кормит мишку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых - объект действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает. К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например, отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный руководитель, затем детей забирают родители.

На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу – места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими достижениями в игре (красиво нарядил куклу).

Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата [5, с.103].

Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве.

Перечислим эти предпосылки:

- ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;

- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

-действия обобщаются и отделяются от предмета;

- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;

- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

Итак, можно выделить такие особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:

- формируются первые игровые умения;

- складывается способность ставить и решать игровые задачи;

- начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

- формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

1.2 Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте

1.2.1 Роль игры в развитии мышления

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ се решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления (в приложении он приведен).

Такой тренинг полезен всем дошкольникам, а также младшим школьникам независимо от их успеваемости. Особенно он необходим тем, кто испытывает заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы, таких как: понимание и осмысление нового материала, его запоминание и усвоение, установление связей между различными явлениями, решение теоретических и практических задач, формулирование и выражение своих мыслей как в устной, так и в письменной речи [6, с.17].

Есть основания полагать, что общим базисом, или «стартовой площадкой», для полноценного протекания любого мыслительного процесса, направленного как на понимание усваиваемого материала, так и на порождение принципиально нового, является наличие как минимум трех универсальных (т.е. общих, не зависящих от предметного содержания) «составляющих» мышления, а именно:

1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного и др., - выступающих в качестве наиболее «дробных» элементов мышления, образующих его «ткань»;

2) активность, раскованность и плюралистичность мышления, проявляющиеся в продуцировании большого количества различных гипотез, установке на множественность вариантов решения, свободе выдвижения нестандартных идей и гибкости переходов от одной к другой:

3) организованность и целенаправленность мышления, выражающиеся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, использовании обобщенных схем анализа явления, обозначении собственных способов мышления и контроля за ними.

Высокое качество развития этих трех «составляющих» мышления и значительная степень их автоматизации совершенно очевидно создают более благоприятные условия для эффективного протекания мыслительного процесса в целом. Недостаточная же степень их сформированности приведет к общему негативному влиянию на мышление.

Важно подчеркнуть, что одним из основных факторов успешности игрового тренинга мышления является использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала. Связано это с тем, что на обычных учебных занятиях дошкольники и младшие школьник зачастую испытывают одновременные трудности двоякого рода: с одной стороны, для них сложен сам изучаемый материал (незнаком, непривычен), а с другой — для ребенка оказываются тяжелыми или даже непосильными те способы переработки и усвоения материала, которые он пытается применить в процессе его изучения (они протекают медленно, неустойчиво, не автоматизированы, несовершенны). В результате материал не усваивается, из-за того, что способы его усвоения слишком несовершенны, а способы его усвоения, в свою очередь, не могут усовершенствоваться, поскольку изучаемый материал продолжает оставаться недоступным и, следовательно, этим способам негде и не на чем упражняться, совершенствоваться. Так формируется лежащий в основе, хронической неуспеваемости многих детей замкнутый круг, из которого ребенок самостоятельно выбраться уже не может [4, с.214].

1.2.2 Роль игры в развитии воображения

Воображению, как известно, принадлежит огромная роль и в творчестве (оно способствует порождению принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего ребенок никогда не видел), и в повседневной жизни (помогает принимать решения и предвидеть их последствия).

Однако в сложившихся и традиционно существующих у нас системах дошкольного воспитания и школьного обучения фактически отсутствуют (или содержатся в крайне недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие воображения у детей. Процесс осуществляется зачастую стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития.

Поэтому очевидно, что основным и наиболее радикальным средством выхода из создавшегося положения является коренное изменение содержания и методов обучения, их специальная ориентация на развитие у детей способностей к творчеству. Но это пока представляется делом достаточно отдаленного будущего [15, с. 34].