Среди теоретических подходов организации образования студентов как учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу. Он предполагает использование активных форм и методов обучения (личностно ориентированных или развивающих технологий, исследовательских, проектно-конструкторских, игровых методов, индивидуальных, групповых форм обучения), которые призваны «выращивать» в личности творческие способности и потребности в творчестве, ориентировать ее на самоопределение и самоактуализацию.
Активизации творческого мышление личности, значительно способствуют и эвристические методы и принципы, позволяющие повысить степень мотивации и эмоциональности студентов, активности и самостоятельности их как субъектов педагогического процесса: «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод инверсии, перехода на другой уровень решения задачи, метод графического или схематического представления, метод синектики и др.
Как один из важных факторов развития креативности студентов психологи называют мотивацию. То есть необходимо предоставлять возможность самостоятельно и оригинально подходить к решению проблемы, позитивно оценивать попытку найти к этой проблеме новый подход. Исторический опыт показывает, что нередко успешность подхода к решению сложной проблемы определяется готовностью применить аппарат, обычно используемый в других науках или других предметных областях. В частности, для социально-культурной сферы продуктивным может оказаться аппарат эксперимента, моделирования (в том числе – математического), формальной логики. Он вовсе не отрицает чисто эмоциональных и нередко иррациональных подходов, характерных для сферы культуры, но углубляет и дополняет их.
Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии – практическая работа, т.к. главный инструмент этого воспитания – творческое действие. Процесс творчества сложен и индивидуален. Прежде всего, необходимо научиться воспринимать действительность эмоционально, чувствовать красоту окружающих предметов, явление природы и т.д. Заранее предусмотреть результат своего труда, своего творчества, т.е. увидеть то, чего пока нет – значит представить и вообразить. Представление является наиболее существенным элементом воображения. Творческое воображение практически безгранично. Для развития творчества полезно в различные курсы вводить практические задания и упражнения на совершенствование мыслительной деятельности и сознания.Высокий уровень развития тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации. Недостатки в управлении вниманием отрицательно влияют на процесс мышления. Многие ученые и изобретатели свои достижения и успехи в науке связывают с умением длительное время концентрировать внимание на научных проблемах и задачах. Без умения управлять своим вниманием не может быть успешной работы нашего сознания, нашего мышления. Внимание проявляется в определенных конкретных психических ситуациях, имеющих для личности определенную значимость[19].
Творческая самореализация как процесс реализации индивидуумом творческого начала, позволяющий в кратчайшие сроки на этапе адаптации создать что-то новое и тем самым обеспечить себе скорейший карьерный рост, становится предметом философских, психолого-педагогических, акмеологических исследований и в качестве объекта исследования избираются взрослые люди в их самодвижении к вершинам профессионализма. Необходимо отметить, что рассмотрение процесса адаптации личности к профессиональной деятельности через призму творческой самореализации недостаточно изучено.
Вместе с тем будущий специалист на этапе вхождения в профессиональную среду сталкивается с целым рядом противоречий:
- между потребностью функционирующего производства в творческой профессионально самореализующейся личности и доминированием в стандартизации процесса профессиональной подготовки;
- между индивидуальностью будущего специалиста и профессиональной системой, в которой недостаточное внимание уделяется его личности.
- между стремлением человека к творческой активности и отсутствием у будущего специалиста операциональных возможностей осуществления этого процесса;
- между комплексом реальных качеств личности (его способностями, одаренностью, мотивацией достижения и др.) и требованиями конкретной профессиональной деятельности.
Основная проблема заключается в том, что изучение творчества, а тем более становление творческих качеств является процессом субъективным и достаточно углубленным. Традиционная система обучения не всегда способна развить творческое мышление, поскольку основана на запоминании информации и накоплении фактов. Поэтому считается необходимым ввести в процесс обучения специальные курсы, а также задания, позволяющие развивать творческое мышление и использовать в дальнейшем творческие способности не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в жизни.
Творческий процесс представляет собой особую форму качественного перехода от известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой деятельности.
В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности,
Е.П.Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов.
Так, например, при отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в науке, ни в искусстве, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.
С.Л.Рубинштейн считал, что для открытий необходима, прежде всего, работа ума, а интуиция – не источник, а просто бросающаяся в глаза критическая точка, отделяющая решенную задачу от нерешенной. Творческая деятельность ученого – это творческий труд.
Б.А.Теплов указывал на то, что способности, которые создаются в деятельности, в том числе, творческие способности, не являются врожденными (в отличие от анатомо-физиологических), движущей силой их развития является борьба противоположностей. Успешность же выполнения деятельности обусловливается определенным сочетанием способностей.
И.В.Сумбаев впервые в советской психологии выделил в психике человека сознание и подсознание и определил роль подсознания в творческом процессе. Его точка зрения относительно стадий творческого процесса перекликается с мнением П.К.Энгельмейра и М.А.Блоха:
1) вдохновение (деятельность воображения, возникновение идеи),
2) логическая обработка идеи, 3) выполнение творческого замысла.
Помимо этого, автор выделил следующие характеристики
научного творчества: сосредоточенность внимания на определенной теме, накопление и систематизация материала, обобщение и получение выводов.
Я.А.Пономарев в своих работах указал принципиальное отличие человеческого мышления от мышления «машинного» и подчеркнул, что для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме».
Д.Б.Богоявленская выделяет в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность; вводит понятия «креативной активности личности» как определенной психологической структуры, присущей креативному типу личности. Данный тип личности, по ее мнению, присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности[20].
Существует распространенное мнение о том, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве[21].
Психологами также был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:
− ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
− создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
− стимулирование ответственности и независимости;
− акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
При формировании творческого потенциала личности наиболее успешны те педагоги, которые делают акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший – на запоминании.
Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях,сраскрыть свои скрытые ресурсы.