Учитель: Кто из вас, ребята, видел в жизни этот цветок? (Учащиеся делятся своими воспоминаниями.)
Учитель: Ребята, если кому-то из вас не пришлось его увидеть, знайте, что все еще впереди. Вы подрастете, станете взрослыми и обязательно встретитесь с водяной лилией, так часто называют белую кувшинку.
Как вы думаете, ребята, почему нельзя срывать эти растения?
Дети: Они погибнут.
Учитель: Мы можем выжить лишь тогда, когда мы сохраним все природное окружение. Во многих регионах белая кувшинка стала редким растением, исчезающим. Она занесена в Красную книгу. Что это за книга? Почему она называется Красной?
Дети: Это книга опасности, тревоги.
Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем играть в путешествие к озеру с кувшинками.
Украсим наше озеро (приложение ) белыми кувшинками. Посмотрите на" плакат (приложение, рис. 2), как называется этот вид аппликации? Почему?
Дети: Объемная. Так как элементы изделия (лепестки) приклеиваются не полностью, а только их часть. Учитель: Что вам потребуется для работы? Какой тип вырезания можно применить для изготовления листьев, лепестков?
Дети: Цветная бумага — белая, зеленая, желтая, ножницы, клей. Вырезание — симметричное.
Учитель: Какие правила работы с ножницами вы знаете?
Учащиеся: Техника безопасности.
Учитель: Итак, можно приступать к работе. (Звучит музыка. Дети выполняют выбранные варианты творчества: кто вырезает лист растения, а кто — лепестки цветка.
В середине урока — физкультурная пауза под музыку.)
Учитель: Дети, выйдите, пожалуйста, из-за парт. Покажите, как цветок засыпает, когда прячется солнце? (Дети садятся на корточки, руки вверх в замочек — бутон). А как цветок распускается? (Дети медленно поднимаются и разводят руки в стороны.)
Подведение итогов урока.
Выставка работ. Все «кусочки озера» соединяются в одно целое.
Какая группа выполнила работу быстрее, аккуратней, красивее?
• Кто больше проявил наблюдательности в оформлении серединки кувшинки, цвета, размера?
Учитель: Этот цветок был любим в давние времена, любят его и в наши дни. Многие писатели рассказывают о нем в своих произведениях, а в народе сочиняют загадки. Вот одна из них: «Чашечки и блюдца не тонут и не бьются». (Цветок кувшинки.)
А ученица нашего класса прочитает стихотворение поэта Т. Белозерова о белой кувшинке:
Тишина. Лишь кое-где
Скрипнет камышинка,
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
Спит и видит, что не спит. А за стаей вольной
Белой уточкой летит
Над водой безбрежной!
В следующие уроки труда и в дальнейшем включались разнообразные игры, игровой аспект на уроках был основным, игры носили творческий характер.
После проведения формирующего этапа было проведено тестирование на выявление творческого потенциала детей, для этого применялись те же методы, что и на констатирующем этапе. Результаты были занесены в таблицу № 4
Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей, после проведения формирующего эксперимента.
Таблица № 2.4
Уровни | 2а класс | 26 класс |
49 и более очков | 17 | 19 чел, |
24 - 48 очков | 3 | 1 чел |
23 и менее очков | - |
Из таблицы видно, какое влияние оказал формирующий этап на развитие творческого потенциала детей. На низком уровне развития творческих способностей не осталось ни одного ребенка
Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если в процессе трудового обучения учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей.
Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату. Только творчески работающий учитель может воспитать творчески мыслящих учеников.
Итак, трудовое обучение способствуют развитию творческих способностей учащихся. Наша работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату. А еще и потому, что выполнялись условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях.
В курсовой работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и трудовое обучение как фактор их развития. В заключение подведем итоги курсовой работы.
Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.
В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников, после чего с ними проводилась работа на уроках трудового обучения. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках труда, с применением методических приемов по развитию творческого мышления.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень.
Таким образом, в исследовании была доказана гипотеза уроки трудового обучения в начальной школе развивают творческие способности учащихся.
1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
2. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. В 2-х ч.: Кн. для чт. в 3-м кл.Ч.2.-3-е изд., перераб.-М.:БАЛАСС,2001.-224с.:ил.- СВОБОДНЫЙУМ).
3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению:Уч. пос. для студ.-М.: Академия, 1999.-256с:
4. Геронимус Т. Урок труда. 3 класс:Учебный комплект для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.-120с.
5. Геронимус Т.М.. Урок труда. Сборник маленького мастера:Учеб.-тетр. №4 по трудовому обучению для уч-ся 1-4-х кл. четырехлет. нач. шк.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.
6. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". - 2003
7. Дуганов Р.В.. Природа творчества.-М.:Сов.писатель, 1990.-352с.
8. Козырева А, Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.
9. Конышева Н,М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пос. для учит, и студ. педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000. -88с.
10.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. Уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.:Академия,1999.-192с.
11.Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону., 2003
12.Левин В.А. Воспитание творчества.-Томск:Пеленг, 1992.-56с.
13.Левина М. 365 весёлых уроков труда/Беляков Е.А.-М.:Рольф, Айрис пресс, 1999.-256с.
14.Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976
15.Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978.
16.Лысенкова С. Н. Когда легко учиться : из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М., 1982.
П.Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 классы .-М.: Владос,2001.-176с. 18.Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практич. пос. для педагогов и школьных психологов.Ч.1/Пер. с нем.-2-е изд.-М.:Генезис,2000.-160с. 19.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2-го кл.- Самара:Фёдоров,2000.-111с.
Рис. 1
На доске — «озеро» из синей бумаги. Числа — номера групп. Каждая группа выполняет свой кусочек, а потом соединяют их вместе.
Элементы конструирования кувшинки
Рис.2лепесток