Апатия - болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Человек становится неряшливым и неопрятным. К своим родным и близким люди при апатии относятся холодно, безучастно. При относительно сохранной мыслительной деятельности они теряют способность чувствовать.
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами возникновения и деятельностью, направленной на их достижение.
3. Примитивные реакции
Примитивными реакциями называются такие реакции, при которых раздражение от переживаний не проходит целиком через интерполяцию развитой целостной личности, но тут же непосредственно реактивно обнаруживается в мгновенных импульсивных действиях или глубоких душевных механизмах (например, гипобулического или гипоноического вида). И то и другое – как импульсивные действия, так и реакции гипобуличиски-гипоноического пласта – чаще всего встречаются у примитивных людей, детей и животных. Поэтому их все объединяют под названием примитивной реакции. У взрослого культурного человека создаются примитивные реакции двух видов. Если чрезмерно сильное раздражение от переживания поражает и парализует высшую личность, более глубокие филогенетические пласты психики испытывают изолированное раздражение и, занимая место более высоких механизмов, выступают на поверхность. Такое заместительное вмешательство глубоких механизмов наблюдается в реакциях паники и ужаса. Картина истерических симптомов иногда также может быть вызвана чрезмерно сильными толчками переживания у взрослых культурных людей. Также задержки душевного развития наблюдаются у инфантильных личностей, слабоумных, слабонервных и слабовольных психопатов, пострадавших от травмы черепа, алкоголя или скрытой шизофрении. В этих случаях не обязательно, чтобы раздражение от переживания было особенно сильным, и под влиянием обычных жизненных раздражений у подобных индивидов часто создаются примитивные реакции, так что склонность к взрывам аффектов, внезапным действиям и истерическим раздражениям может стать для них прямо-таки характерологическим стигматом. Причем за общими клиническими терминами кроются самые разные биологические способы возникновения подобных личностей – наследственный, внутриматочный и поздно приобретённый, травматический, инфекционный и токсический.
Эксплозивные реакции. Об эксплозивных реакциях говорят в тех случаях, когда сильные аффекты раздражаются элементарно без задержки размышления. Психологическое напряжение делается слишком сильным и, подобно грозе, разряжается в остром кризисе, будет ли это на пользу или во вред. Некоторые люди подвергаются таким эксплозивным диатезам только под влиянием алкоголя, когда они, впав в состояние так называемого патологического опьянения, внезапно совершают самые тяжелые насильственные поступки: оскорбления, избиения, убийства, разрушения – действия о которых в последствии не помнят, которые даже им самим могут быть совершенно не понятны, особенно когда они прямо противоположны их личности в остальном. Эти аффективные сумеречные состояния, наступающие при воздействии алкоголя или без него, представляют собой исключительные состояния с омрачением сознания и частичным выпадением из области воспоминаний, что роднит их с гипобулически-гипоноической группой. Вообще для многих глубоких душевных механизмов характерно то, что они легко выступают тогда, когда сознание выключается или ослабевает (сон, гипноз, сумеречное состояние).
В теснейшем биологическом родстве с этими эксплозивными кризисами аффектов состоят некоторые формы моторных судорожных припадков – частью аффективно-эпилептического, частью истерического характера. И те, и другие являются вентильными механизмами, быстро и основательно реагирующими на чрезмерное интрапсихическое давление. В отдельных случаях обе моторные формы раздражения переходят одна в другую: шум и буйство постепенно принимают характер судорог, и, наоборот, судорожные движения также часто принимают форму движений, служащих для выражения аффектов. Такие судороги можно рассматривать как тот же самый процесс, но только в более глубоком пласту.
Часто вместо сцены судорог и брани в качестве моторного раздражения происходит слепое бегство. Субъект, с которым это случилось, сначала ещё знает, что он сильно рассердился, затем частично забывает об этом и, наконец, с удивлением видит себя в совершенно неожиданной для себя местности.
При таких эксплозивных реакциях нельзя удовлетвориться установлением одного непосредственно давшего толчок переживания. Часто они являются разряжениями давно заложенных комплексов и интрапсихических констелляций. Чрезмерное душевное давление уже давно налицо, и недавнее переживание явилось только последней каплей, переполнившей чашу.
Такие же взрывы, как гнев и досада, вызывает и страх. В таком состоянии нарастающие в виде кризиса страх или отчаяние могут вызвать не только самоубийство, но и тяжелые насильственные действия, прежде всего убийство собственной семьи.
Внезапные действия. Внезапными действиями называются такие реакции, когда аффективные импульсы, обходя целостную личность, непосредственно переходят в действие. Следовательно, и здесь обнаруживается недостаточная интерполяция, но внезапность проявляется при этом не в форме элементарного моторного разряжения, а в форме более сложных действий.
Внезапные действия могут выступать в форме изолированного исключительного состояния, со склонностью к затемнению сознания, или же могут происходить как нормальное действие, продуманное, ловко и осторожно выполненное при полном сознании. Действие вместе с аффективным побуждением, которым оно вызвано, образует упорядоченное и осмысленное целое. Но оно отколото от остальной личности и является её частью, получившей самовладеющее значение.
Гипобулические и гипоноические реакции. Гипоноические реакции, подобные сновидениям, наблюдаются главным образом в истерическом сумеречном состоянии так же, как гипобулические. Особенно ярко они проявляются при истерических припадках и как психологический фон различных картин истерии.
Притворство и вытеснение. Притворяться в каком-нибудь телесном и душевном состоянии, т.е. прикидываться обиженным, больным, ребячливым, бешенным или мёртвым, избегать неприятных ситуаций и таким образом достигать желаемого – это, в общем, преимущество животных, детей и душевно незрелых людей. Многим из этих притворств и обманов свойственно, поэтому нечто инстинктивное и полуинстинктивное, другие же производятся с полным осознанием цели – чаще всего людьми душевно слабо развитыми, инфантильными, слабонервными, имбициликами и морально дефективными. Вытеснение рассматривают как душевный механизм, родственный феноменам притворства. Вытеснение – это притворство перед самим собой. Под вытеснением понимают выталкивание неприятных или амбивалентных составных частей наличного состояния сознания в его сферу, закрывание глаз на собственные душевные процессы. Из вытесненных переживаний преимущественно образуются сферические комплексы, побочные энергетические центры, которые могут питать как гипобулические и гипоноические компоненты, так и тенденциозные компоненты притворства, входящие в них, так что вытеснение и притворство всё время действуют рука об руку.
Таким образом, примитивные реакции уклоняются от полной интерполяции личности на более элементарные побочные пути. Они возникают в тех случаях, когда личность ещё не сформировалась, не вполне развита или когда они не встречают со стороны личности полного согласия. Они могут даже противоречить ей и в виде изолированных образований выпадать из её обычного поведения. Поэтому примитивные реакции до известной степени не специфичны. Они могут быть приобретены любой личностью при соответствующей степени переживания, хотя чаще всего они предпочитают определённый тип личности – примитивный.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Карвассарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 1982. – 27с.
2. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: ACADEMIA, 2000. – 486 с.
3. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. РОУ, 1992. – 213 с.
4. Середина Н.В., Шкуратов Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология/Серия "Учебники, учебные пособия". – Ростов н/Д: "Феникс",2003. – 512с.
5. Эрнст Кречмер Медицинская психология /Отв. ред. В.А.Луков Санкт-Пит.: Изд-во "Союз", 1998. - 462 с.
6. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. – 505с.