Исследователь обращается к испытуемому: "Сейчас я задам вам ряд вопросов, касающихся ваших рисунков".
Вопросы для рисунка ЧЕЛОВЕКА:
o Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
o Сколько ему (ей) лет?
o Кто он?
o Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
o О ком вы думали, когда рисовали?
o Что он делает? (И где он в это время находится?)
o О чем он думает?
o Что он чувствует?
o О чем вас заставляет думать нарисованный человек?
o Кого вам напоминает этот человек?
o Этот человек здоров?
o Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
o Этот человек счастлив?
o Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
o Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?
o Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
o Какая, на ваш взгляд, погода на рисунке?
o Кого напоминает вам этот человек? Почему?
o Чего больше всего хочет этот человек? Почему?
o Как одет этот человек?
Вопросы для рисунка ДЕРЕВА:
o Что это за дерево?
o Где в действительности находится это дерево?
o Каков приблизительный возраст этого дерева?
o Это дерево живое?
o (если испытуемый считает, что дерево живое):
o Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
o Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
o Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
o Как вы думаете, когда это произошло?
o (если испытуемый считает, что дерево мертвое):
o Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
o Как вы думаете, когда это произошло?
o Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже - на мужчину или на женщину?
o Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?
o Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
o Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
o Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется: оно расположено выше вас, ниже или находится на одном уровне с вами?
o Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?
o Есть ли на рисунке ветер?
o Покажите мне, в каком направлении дует ветер.
o Расскажите подробнее, что это за ветер.
o Если бы на этом рисунке вы изобразили солнце, где бы оно располагалось?
o Как вы считаете: солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
o О чем заставляет вас думать это дерево?
o О чем оно вам напоминает?
o Это дерево здоровое?
o Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
o Это дерево сильное?
o Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
o Кого вам напоминает это дерево? Почему?
o В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
o Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был человек, то кто бы это мог быть?
Вопросы для рисунка ДОМА:
· Сколько этажей у этого дома?
· Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
· Это ваш дом? (Если нет, то чей?)
· Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?
· Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?
· Если бы этот дом был вашим и вы могли распоряжаться им так, как вам хочется:
· Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?
· С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?
· Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?
· Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже или примерно на одном уровне с вами?
· О чем вас заставляет думать этот дом?
· О чем он вам напоминает?
· Этот дом приветливый, дружелюбный?
· Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
· Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
· Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?
· О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?
· В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
· Для чего нужна труба на крыше?
· Куда ведет эта дорожка?
· Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?
Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.
Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих групп элементов:
· детали;
· пропорции;
· перспектива;
· время;
· качество линий;
· самокритичность;
· комментарии.
Исследователь должен иметь в виду, что тот или иной элемент в одной конфигурации может иметь значение, полностью отличающееся от присвоенного ему значения в другой конфигурации, а также и то, что он может иметь больше одного значения.
Считается, что детали рисунка символизируют собой то, насколько испытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Исследователь должен выяснить глубину этого интереса, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жизненным ситуациям, и способ организации повседневной жизни в целом.
Внимание уделяется следующим критериям:
· Количество;
· Уместность;
· Акцентирование;
· Последовательность деталей;
· Эротические проявления;
· Согласованность;
1. Количество. Во-первых, исследователь должен установить количество основных обязательных деталей, использованных в рисунке. Например, дом должен иметь по крайней мере одну дверь (за исключением того случая, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и, если не было оговорено, что дом находится в теплых краях, - трубу, или другое средство для выхода дыма из печи, или что-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол и по крайней мере одну ветвь (если не оговаривается, что это пень, - в таком случае, очевидно, ответ необходимо расценивать как "аномальный"). Нарисованный человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки (при условии, что отсутствие какой-либо конечности или конечностей не объясняется устно и что человек не нарисован в профиль), а также два глаза, нос, рот и два уха (опять же если отсутствие какой-нибудь из данных деталей не объясняется отдельно).
Отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемых, имевших средний уровень интеллекта или выше среднего, часто свидетельствует о снижении этого уровня. Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испытуемому свойственны:
1) склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой);
2) "аномальное" игнорирование традиционных вещей.
Если использование минимума деталей в рисунке сочетается с низким уровнем качества пропорциональных и пространственных отношений, можно предположить, что:
1) испытуемый является умственно отсталым;
2) происходит снижение его интеллектуальной работоспособности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.
Изображение чрезмерного количества деталей, по-видимому, всегда является патоформным элементом, так как обычно это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой (определить, с чем именно связаны эти проявления, можно по типу использованных деталей). Во-вторых, производится качественная оценка использованных деталей. Например, окно(окна) дома - это образ визуального контакта. Очевидно, что дверь (или двери) подразумевает возможность входа или выхода; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и (или) боковая дверь, по-видимому, обычно представляет выход, бегство от действительности. Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без стекол, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна. но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т.п.; рисует дверь с тяжелыми дверными петлями, огромными замками и т,д.
Считается, что дерево в виде замочной скважины, т.е. с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которого может быть как замкнутым, так и незамкнутым, а ствол в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соединенных в основании, означает сильные враждебные импульсы. Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное пространство.
Враждебность выражается:
1) в нежелании испытуемого рисовать те детали, которые обычно изображаются или представляются в виде штрихов;
2) в его отказе изобразить более подробно структуру кроны (которая интерпретируется как показатель взаимосвязи, степени и т.д. его стремления к получению удовлетворения от окружающего мира).
Рубцы и (или) сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева, по-видимому, символизируют психические травмы. Графические или вербальные указания, свидетельствующие о том, что дерево мертвое, расцениваются как признаки чувства неполноценности или несостоятельности, бесполезности, вины и т. п. При этом образ совершенно мертвого дерева может означать плохую приспособленность испытуемого в большей мере, чем образ частично мертвого дерева. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни, в этом случае интерпретация, правомерность которой пока не доказана, трактует поврежденные ветви как символ травмирующего воздействия окружающей среды; мертвая корневая система подразумевает внутриличностную дисгармонию или распад психических функций.