Младенец в период внутриутробного развития в норме имеет только симпатический канал связи с матерью. Новорожденный ребенок имеет ту же симпатическую доминанту. С укреплением физического тела и приобретением социального опыта, личностных особенностей постепенно развивается вагусная половина нервной системы.
Но если мать не выполняет своей родительской роли, у младенца даже на этапе внутриутробного развития может начать функционировать вагусная система. Первичным социальным опытом для него становится антагонистическое или равнодушное отношение матери.
У младенца, прочувствованного матерью в каждое мгновение его существования, нет оснований плакать, болеть. Его связь с внешним миром строится только на основе симпатических отношений. Так как симпатическая и вагусная половины нервной системы имеют соединения, то ребенок, получив должную, в меру, порцию симпатической энергии извне, главным образом от матери,— получает запас, из которого он может нужное количество переправить в вагусную половину для обеспечения внутриорганной саморегуляции.
Не получающий должного количества симпатической энергии от матери ребенок, у которого нет сил для реализации собственных потребностей, пытается «вынимать» эту необходимую ему симпатическую поддержку из внешнего мира криком, плачем. Долговременная фиксация такого механизма получения энергии приводит к тому, что смомента начала своего существования у ребенка формируется отрицательный социальный опыт. А именно: вся необходимая ему энергия может быть добыта только путем ее силового отнимания у внешнего мира. Симпатическая энергия такого ребенка просто сразу переводится в вагусную. Он, независимо от социального опыта и паспортного возраста, будет все время «работать только на себя». Весь мир для него одновременно угроза и единственный источник питания. На основе отрицательной морали усвоен принцип: «Сам за себя не похлопочешь — кому ты нужен?» Это абсолютно противоречивые отношения. Если мир — угроза,— из него надо уйти, т.е. умереть. Но инстинкт самосохранения заставляет бороться за существование, и это приводит к тому, что если для продолжения жизни необходима энергия, а самостоятельно ее индуцировать не научили,— ее надо отнять извне, а это уже не мирные отношения, не симпатизирующие, а совершенно воинственные.
Внешне у этой войны может не быть особых признаков борьбы, но определенно всегда будут победитель и побежденный. Победителем будет тот, кто сумел отнять. Опять проблемы морали.
Ни один ребенок не просил родителей его родить. Взявшие на себя эту ответственность взрослые люди не могут не понимать, что на их плечах вся ответственность за любой вариант обеспечения новой жизни. И в соответствии с человеческой моралью ни один младенец не должен «отнимать» у матери никакую энергию. Она сама должна ее добровольно предлагать ему в нужный момент и в необходимом количестве. Тогда и у младенца даже на внутриутробном этапе развития будет уже формироваться человеческая мораль, хотя и не осознанная, только в виде прокладывания симпатических путей.
Таким образом, младенец, недополучивший от матери симпатической энергии, становится воином-реципиентом, а мать — побежденным донором. Первоначальная борьба за получение энергии ведется ребенком ради спасения своей жизни. Но в отсутствие морали пропускается взрослыми тот момент, когда энергии ребенку для жизнеобеспечения уже достаточно. Продолжая ее накапливать, не научившись отдавать, он рискует получить переполнение «энергетического резервуара». Энергия — понятие динамическое. Если она есть — она должна быть как-то реализована. Избыток вкусной энергии у ребенка будет приводить к нарушению саморегуляции внутри организма. Вагусная доминанта заставив отклониться от исходных природных правил (матричных филогенетических заготовок) и сформирует новый вариант регуляции, который не только неэкономичен для любого человеческого индивида, но и опасен. Опасность заключается в том, что такой индивидуум не способен самостоятельно индуцировать собственную энергию для существования. А избыток вагусной украденной энергии он будет использовать только для уничтожения мира. Такая деятельность по конечному результату может вести только к самоуничтожению. Если истребить все, то где взять энергию для дальнейшего существования, где украсть для самообеспечения? Значит, ВСЕМУ КОНЕЦ.
Если же руководствоваться человеческой моралью,— жизнь бесконечна именно за счет передачи из поколения в поколение МОРАЛИ в первую очередь. На основе человеческой морали старшее поколение добровольно обеспечивает необходимым количеством симпатической энергии младшее поколение и таким образом постепенно учит эту энергию расходовать и модулировать самостоятельно
Спасением может быть только мораль. Человеческая мораль, которая позволит симпатической энергии вновь объединить людей.
Огромна роль семьи. Если бы в каждой семье женщины, мужчины соответствовали бы себе по полу и по человеческой морали, умели бы анализировать,— сегодняшней ситуации просто не было бы. Но разрушенный природный закон полоролевого поведения, разрушенный традиционный вариант семьи восстанавливаться будет медленно. За это время может произойти большая беда.
В семье мораль подается «сверху», т.е. от родителей детям. Учитывая невзрослость поведения населения в целом, в масштабах государства в существенной степени мораль подается от организующих структур. Вот это-то и может помочь в сегодняшней ситуации гораздо быстрее.
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Нарушения в личностном развитии ребенка, появление отклонений в его поведении во многом зависят от личности родителей. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные педагогические ошибки или своим личным примером задают искаженные нормы социального поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в условиях делового и межличностного общения. Психологическая культура родителей проявляется как в грамотных воспитательных решениях, так и в собственном поведении, которое само по себе тоже воспитывает.
Все — хорошее и плохое — закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни происходит, во-первых, путем подражания взрослым, а, во-вторых, благодаря тому, что сами взрослые культивируют в ребенке. Поэтому не вызывает сомнения то, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребенка источником необходимого жизненного опыта.
Испокон веку отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за сферу домашнего труда, которая требовала большой физической силы, кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспечения семьи. Мужчина в семье отличался немногословностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств.
Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя все то доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития детей в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.
Конфликт между социально-психологическими ролями матери и отца в семье чутко улавливается детьми, что не может не отразиться на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают о том, что своим поведением они вносят разлад в детские души, мешают не только становлению их личности, но и правильной идентификации со своим полом.
Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. Этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако природу родительской любви взрослые понимают по-разному. Для одних любовь — это неусыпный контроль, для других — постоянное выражение нежности, для третьих — физический уход и материальное обеспечение, для четвертых — предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением, и очень редко задумываются о том, такой ли родительской любви ждет от них ребенок. У детей чрезмерная строгость и требовательность, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодушием и отверженностью, что может порождать у них чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).