Титульный лист
"Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире"
Введение. 3
1. Основные психологические теории мотивации. 5
1.1 Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации. 5
2. Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире. 13
2.1 Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности. 13
2.2 Признаки самоактуализирующейся личности. 20
2.3 Условия и пути самореализации личности. 23
Выводы.. 27
Список использованной литературы.. 28
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, наиболее сложной является загадка самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает.
Астрология, теология, философия, социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимались попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. В самой психологии за столетия ее развития было выработано множество различных концептуальных подходов к изучению личности человека, объяснению сложной природы поведения человека. Цель сегодняшней психологии личности состоит не только в стремлении объяснить уникальность и сложность человеческой натуры, но и сконцентрировать внимание на неуловимых свойствах людей – их борьбе за личностное и духовное просвещение, развитие и самосовершенствование.
Один из аспектов науки о человеческой личности, вызывающий неизменный интерес психологов, связан с поисками ответа на два коренных вопроса: о природе и сущности психических явлений и об объяснении поведения человека.
В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная. Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регулятивная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях.
Психические явления, состояния и процессы обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, то она связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, мотивах, потребностях, целя, задачах, намерениях, побуждениях, стремлениях, имеющихся у человека.
Мотивационные образования: потребности, мотивы и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Они могут оцениваться по развитости, гибкости и иерархизированности. Наиболее утонченным, высшим уровнем потребности считается потребность в самоактуализации, поскольку, наперекор всяким трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой, счастливой - раскрывая свои способности.
В наше время, когда развитие человечества вообще и общества Украины, в частности, сопровождается переосмыслением и перестройкой на принципах гуманистической направленности, человеку, и, прежде всего молодому, создаются все условия для реализации того, что в нем заложено. Это обусловливает актуальность темы курсовой работы. Учитывая, что вопросы мотивации, потребностей и самоактуализации личности не являются однозначными в психологии, в качестве основной цели мы определяем – анализ основных теоретических подходов к понятию и сущности самоактуализации как стремления реализации личностного потенциала. Исходя из основной цели работы, основными задачами являются:
анализ теоретических концепций мотивации различных школ и направлений;
характеристики, составляющие понятие самоактуализирующейся личности.
В конце работы будут сделаны выводы и приведен список использованной литературы.
Ученые считают, что источники современных теорий мотиваций стоит искать в Древней Греции и Древнем Риме. Именно здесь великие мыслители древности заложили начало научному изучению причин активности людей и животных, их детерминации (первые теории мотивации появились в работах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа). Общим в их взглядах было то, что все они считали потребности основной движущей силой активности человека, которые определяют его желания, внутренние потребности, стремления.
Работы мыслителей древности заложили основу потребностным теориям мотивации, которые в дальнейшем были развиты французскими материалистами ХVIII столетия (К. Гельвеций, П. Гольбах, З. Кондильяк) и которые продолжают развиваться и сегодня с другими мотивационными концепциями.
Несмотря на то, что взгляды на сущность и происхождение мотивации человека неоднократно менялись, они всегда располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.
Согласно рационалистической позиции, человек представляет уникальное существо, которое не имеет ничего общего с животными. Он наделен разумом, имеет мышление, сознание, волю и свободу выбора действий, в чем и необходимо искать мотивационный источник его поведения.
Иррационализм как наука распространяется в основном на животных, утверждая, что их поведение зависимо, неосмысленно и руководствуется темными неосознанными биологическими силами, возникающие из биологических потребностей.
Расхождение во взглядах на сущность и происхождение мотивации поведения человека и животных сохранялись почти до середины ХIХ столетия.
Первыми, собственно мотивационными, психологическими теориями, которые вобрали в себя рационалистические и иррационалистические идеи, считаются концепции, которые возникли в XVII-XVIII вв.: теория принятия решения, которая на рационалистической основе объясняла поведение людей и теория автомата, которая с иррационалистических позиций трактовала поведение животных. Отдельное существование двух мотивационных теорий (для человека и для животных), поддержанное теологией и разделением философии на материалистическую и идеалистическую, существовало до конца XIX столетия.
Появление теории Ч. Дарвина, позволила свести до минимума расхождения между человеком и животным, что повлияло на все гуманитарные науки: произошло постепенное сближение позиций рационалистов и иррационалистов в учении о причинах поведения животных и людей. С одной стороны стали изучаться разумные формы поведения животных, а с другой – инстинкты и рефлексы у человека как мотивационные факторы.
Теории мотивации, появившиеся со второй половины XIX в., претерпев изменения и обогатившись, существуют и сегодня. Знание их является необходимым для понимания сложной и противоречивой теории мотивации и мотивов, поскольку, как отмечает Е.П. Ильин, - "непредубежденный анализ позволяет увидеть в разных гипотезах и формулировках много ценной информации…" [6,7]. Рассмотрим с этой точки зрения некоторые современные психологические мотивационные концепции.
Современные психологические теории мотивации
В ХХ столетии понятие "мотивация" остается тесно связанным с понятием "потребность". При этом потребностные теории мотивации противопоставляются взглядам на мотивацию бихевиористов, которые считали, что поведение осуществляется по схеме "стимул - реакция".
Бихевиористские (от анг. поведение) теории мотивации возникли в начале ХХ века (Б. Скинер, К. Спенс, Э. Толмен, Д. Уотсон, К. Халл и др.).
По мнению бихевиористов, основой активности индивида является потребность, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня, что в свою очередь побуждает организм к активности. Причем речь идет только о физиологических потребностях человека, что мало отличается по своему содержанию от потребностей животных.
Классический бихевиоризм рассматривал как основной механизм мотивации стремление человека снятие или уменьшение напряжения, причинойкоторого стала вынужденная потребность (принцип гомеостаза) [2, 36].
Если рефлекторное реагирование является недостаточным для удовлетворения потребности, то необходимо научение, которое, по мнению бихевиористов, возможно при наличии потребности и подкрепления (того, что эту потребность способно удовлетворить). Тогда характер самого поведения, его направленность уже зависят от внешних факторов (стимулов). Таким образом, детерминантами поведения являются физиологические процессы и внешние стимулы (подкрепление). Образ, переживание, психическое воспроизведение мира не рассматривались как качества мотивов поведения не только животных, но и людей [12, 346-347].
Однако такая точка зрения была присуща только для самого радикального бихевиоризма. В дальнейшем появились признаки "размывания" радикализма, все сильнее звучали голоса в пользу внутренних детерминант поведения.
Для когнитивных (от латин. – мыслю) теорий мотивации (Дж. Аткинсон, Г. Келли, Д. Маккелланд и др.) общей особенностью было утверждение, что поведение человека "направляют знания, представления, мысли о том, что происходит во внешнем мире, о причинах и последствиях" [10, 145]. Причем, знания не являются простой совокупностью сведений: представления людей о мире программируют, проектируют будущее поведение. Поступки людей и их качество зависят не только от фиксированных потребностей, глубинных стремлений, но и от представлений о реальности, которые относительно изменяются [4,47].
Во второй половине прошлого столетия (после второй мировой войны) у людей обострилась потребность в стабильности и гармонии мира. Поэтому является закономерным, что в психологии появился ряд теорий, которые основой поведения объявили стремление человека к непротиворечию и гармонии. Примером таких концепций является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория баланса Ф. Хайдера.
Под когнитивным диссонансом Л. Фестингер понимал противоречия между двумя и больше когнициями (знаниями), пережитыми личностью как состояние дискомфорта, от которого она стремиться избавиться, обновить когнитивную гармонию [1, 49]. Именно это стремление является мощным мотивирующим фактором поведения и отношения человека к миру. Когнитивный диссонанс требует уменьшения напряжения и приводит к изменению поведения.