Смекни!
smekni.com

Самооценка (стр. 4 из 8)

2.1. Семейный фактор – основной фактор развития самооценки.

Какие бы формы ни принимала семья, она всё же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я-концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при неправильном отношении к ребёнку.

1. Влияние членов семьи на становление самооценки.

Самооценка связана с размера­ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственных детей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высо­кой самооценки.

По данным исследования, у мальчиков с высокой самооцен­кой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близ­кими, чем конфликтными. Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется и за пределы семьи, ибо высо­кая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой соци­альных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способ­ность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружен лю­бовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типа ревность и соперничество между детьми встречаются редко.

Как утверждают матери мальчиков с высокой самооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, треть матерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем из сверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленность родителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним, обусловленного его оценкой своей роли и положения в семье[13].

2. Кормление младенца

Вопрос о преимуществах кормления грудью перед искусст­венным кормлением до сих пор не потерял своей актуальнос­ти. В настоящем исследовании не было получено данных, под­тверждающих, что при кормлении грудью ребенок получает больше любви, заботы и внимания. Куперсмит приходит к вы­воду, что для формирования положительного самовосприятия важна уверенность матери в избранном способе кормления, а не способ сам по себе. Негативный тонус самовосприятия фор­мируется у ребенка в том случае, если у матери возникает чув­ство неловкости и вины. В этом смысле о практике кормления можно сказать то же самое, что и о воспитательном процессе в целом: в принципе для развития у ребенка положительной Я-концепции родители в своих действиях должны быть уверен­ными и последовательными [13].

3. Принятие и отталкивание ребенка

Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это - их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.

Напротив, если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них не интересен, неприятен, вызывает нео­добрение. Для таких родителей воспитание ребенка связано с большими финансовыми трудностями и социальной ответствен­ностью. Но неприятие ребенка, облеченное в форму чрезмер­ной опеки, не менее пагубно, чем постоянное невнимание к нему или раздражительность.

Ярко выраженная установка родителей на безуслов­ное принятие своего ребенка не является абсолютно необходи­мой предпосылкой формирования высокой самооценки. Среди матерей, дети которых обладают ею, встречались и такие, кото­рые не выражали особой готовности принять ребенка в целом. Это свидетельствует о том, что мнение ребенка о безусловном принятии его родителями является, по крайней мере, столь же существенным, как и реальный тип семейных отношений и ис­пользуемые родителями методы воспитания.

4. Снисходительность и требовательность в воспитании

Уже в раннюю пору развития психоанализа его последова­тели призывали придерживаться более мягких методов воспи­тания, соответственно предполагающих свободу выражения неудовлетворения внутренних импульсов ребенка. Однако резуль­таты исследования Куперсмита свидетельствуют скорее о не­обходимости строить отношения с ребенком на основе требовательности. Ясная и разумная система требований, предъявляе­мых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания [13].

Ясные требования и четко вчер­ченные нормы жизни в семье способствуют фор­мированию у детей высокой самооценки.Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, приняты­ми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распро­страненными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предо­ставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится по­вышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низ­кий уровень успешности и в конечном счете неспособность стро­ить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

По-видимому, ребенок воспринимает наказания в контексте всех остальных проявлений отношения к нему родителей. Вни­мательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужным суровые наказания. Судя по всему, секрет формирования высокой самооценки заключа­ется в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять его таким, какой он есть, но в то же время и в умении установить при этом определенные границы.

5. Распад семьи. Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Об­щеизвестно, что с разрывом родителей часто связаны эмоцио­нальные расстройства и правонарушения подростков. Дети из семей, где родители разведены, бо­лее склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, у которых кто-то из родителей умер, нет существенных отклоне­ний в уровне самооценки. Таким образом, разрыв между роди­телями оказывает определенное негативное, хотя и незначитель­ное, влияние на уровень самооценки ребенка.

6. Порядок рождения детей. Наряду с родителями и друзья­ми, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социального окружения, Они влияют на него не только непо­средственно как члены семьи, но само их присутствие неизбеж­но сказывается на взаимоотношениях ребенка с родителями. Самооценка ребенка не связана с поряд­ком рождения детей в семье. Важным является сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семье ребенка самооценка в среднем выше.

Любопытно, однако, что это относится лишь к мальчикам. Если единственный в семье ребенок - девочка, ее самооценка в, среднем такая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенберга была сделана попытка дифферен­цировать влияние на самооценку ребенка наличия старших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство де­тей в семье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половина или большинство детей - девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы не оказывают су­щественного воздействия.

Мальчик, растущий в семье, где старшие дети - преимуще­ственно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку. Ка­залось бы, есть основания ожидать прямо противоположное: например, идентификация со старшими сестрами может приво­дить к появлению у мальчика "девчачьих" черт, что делает его потенциальной мишенью для насмешек со стороны товарищем. В то же время такое положение в семье имеет и ряд преиму­ществ. Розенберг считает, что ключевым фактором для форми­рования самооценки в данном случае является отношение в семье к появлению мальчика.

Отец, у которого уже есть несколько дочерей, обычно хочет иметь сына. В конечном счете социальный статус семьи зави­сит преимущественно от достижении мужчин, поэтому в перс­пективе на сына возлагаются основные надежды: он призван стать опорой семьи в будущем. И чем позже появляется сын, тем более желанным становится он для отца. Кроме того, толь­ко мальчик может унаследовать фамилию. В этом смысле сын важен для отца как продолжение его идентичности. Именно сына отец может приобщить к определенным занятиям (напри­мер, футбол, рыбалка и т. д.), которые не совсем подходят для воспитания девочек. Все это в сочетании с общепринятым стереотипом культуры, выраженным в сентенции "мужчина должен иметь сына", заставляет отца желать его появления после рождения нескольких дочерей[13].

Но и матери, имеющие дочерей, хотят обычно, чтобы родился сын. Как убедительно показано в исследовании Сирса, Маккоби и Левина, отношение матери к мальчику, появившемуся вслед за несколькими девочками, отличается исключительной тепло­той и нежностью. Все это помогает понять особенности форми­рования самооценки у таких детей: она основывается не на соревновательных отношениях со сверстниками, не на дости­жениях в учебе или успешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущение собственной ценнос­ти, обусловленное той особой заботой и любовью, которой ок­ружают этого ребенка в семье. По крайней мере в детские годы он должен пользоваться благосклонностью всей семьи. Отец с нетерпением ждал его рождения, мать испытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестер он выглядит бесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребенок вырастает с ощущением безусловной собственной цен­ности?