Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно, люди сначала приписывают другим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергают его в качестве критерия оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим "образом Я" и ценностными критериями.
Принцип социального сравнения.Хотя многие элементы нашего "Я" выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинстве случаев они соотносительны и молчаливо подразумевают какое-то количественное или качественное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое наличное "Я" с прошлым или будущим, а свои притязания - с достижениями. Во-вторых, он сравнивает себя с другими людьми.
Первый момент отражен уже в знаменитой формуле У. Джемса:
Успех
Самоуважение—------------------
Притязания
Одному человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Чем выше уровень притязаний, тем труднее ихудовлетворить. Правомерность формулы Джемса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, показывающих, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей.
Но процесс социального сравнения является двусторонним. Индивид воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других - по себе. Возникает вопрос: когда "другой" служит прототипом "Я", а когда, наоборот, "Я" служит отправной точкой, референтом восприятия "другого"? Хотя самопознание всегда считалось трудным, люди обычно считают, что о себе судить легче, чем о других, и больше доверяют таким суждениям, особенно если речь идёт о внутренних состояниях, мотивах и т. и. Отсюда и пословица: «Чужая душа – потемки». По то, что кажется нам "непосредственным знанием себя", в действительности есть итог сложною процесса атрибуции (приписывания себе определенных свойств).
Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о структуре и динамике самосознания личности в целом. Чтобы схватить человеческое "Я" в его единстве, нужно гораздо более сложные исследования и теоретические модели.
2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на
становление самооценки.
Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межличностного восприятия и общения, а также трудности самопринятия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирования 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оценивать свой физический облик как "нелепый" и "вызывающий отвращение"[13].
Выдержки из высказываний больных. "Я называю себя неряхой и свиньей... Я смотрю в зеркало и говорю: "Ты - ничтожество, ты - жирная свинья…", "Когда я смотрю на себя в зеркало, я испытываю приступ острой ненависти и отвращения к себе", "Никто не хочет иметь дело с бочкой, никто не приглашает меня танцевать, и я вынуждена подпирать стенку и слушать музыку. Я просто ничтожна". Негативная самооценка экстраполируется и на ожидаемую оценку окружающих: "Я способна понравиться только ненормальному — кто захочет иметь дело со слонихой", "Я чувствую, что другие люди имеют полное право ненавидеть меня и таких, как я".
В формировании самосознания подростков аффективные икогнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причинно-следственный круг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии "аффекта" и "интеллекта", так что любые изменения в одной из сфер захватывают и распространяются на систему в целом. Бедность, когнитивная упрощенность образа Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структуру шкал из травматического негативного опыта общения со значимыми другими с необходимостью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередь требует и находит рациональные подтверждения собственной "плохости". Метафорически этот порочный круг можно было бы представить следующим образом: "Я - толстая, у меня нет друзей, спорт и развлечения не для меня, а для других - я просто слониха, конечно, я никчемный человек, и никаких других чувств, кроме сожаления и неприязни к себе, ожидать не могу, и с этим согласна; что, кроме сожаления и неприязни, может вызывать человек, который толст, как бочка, танцует, как гиппопотам на льду, развлечения ему недоступны, а сверстники его сторонятся? В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качеств с их эмоциональной оценкой круг этот может запускаться как когнитивной, так и аффективной составляющей самосознания с неизменным итоговым самонеприятием. На поведенческом уровне в наиболее типичных случаях подобный вариант самоотношения ведет к сужению круга общения, бездеятельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес Я.
В школьные годы внешний облик ребенка во многом определяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на общей самооценке. Известно, как жестоко страдают дети, по своим физическим особенностям выделяющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, "козлы отпущения", предмет насмешек и издевательств - "дядь, достань воробушка", "жиртрест-мясокомбинат", "очкарик", "прыщ", "рыжий, рыжий, конопатый" и т. д. в том же роде, вплоть до приписывания детям с физическими отклонениями отрицательных душевных качеств. Подростки с заметными отклонениями в физическом развитии в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующей формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта против него.
Самооценка тесно связана с ожидаемой родительской оценкой — так называемая "эхо-самооценка", или зеркальное отражение в самооценке родительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. "Я больная - так и мама считает", "Я честная. Так мама говорит", "Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть". Даже самостоятельно придумывая свободные шкалы самооценивания, дети часто говорят: "Как считают родители, я...", "Мама мне часто говорит, что я...". Самооценка как бы отстает в своем развитии, продолжая оставаться "линейной функцией" от отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайно психотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складывающихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семье сталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугубляет его чувство неполноценности.
Заключение.
Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Отношение к себе, т.е. самооценка формируется в течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в целом.
Самооценка, как составляющая «Я –образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция – тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки.