Смекни!
smekni.com

Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания (стр. 7 из 29)

Если спортсмен обладает неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной), снижаются его способности к саморегуляции (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2000; Левит Л.З., 1988;). В такой ситуации возможно пониже­ние спортивных результатов, повторяющиеся поражения, расстройства само­регуляции, внутренние и межличностные конфликты. Всё это сопровождается негативными проявлениями личностных характеристик спортсмена. Повыша­ется личностная тревожность (Дашкевич О.В., 1981; Козлова Н.М., 1979; Мальчиков А.В., 1979), уровень притязаний перестаёт быть адекватным (Бо­гданова Д.Я., 1974; Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д., 1979; Медведев В.В., 1993), развивается расстройство перспективного целеполагания (Левит Л.З., 1988), преобладает мотивация избежания неудач (Лозовая Г.В., 2003), эмоцио­нальные переживания мешают реализации цели.

В связи с этим очень важно направлять формирование самооценки спортсмена, проводить мероприятия по профилактике или коррекции неадек­ватной самооценки.

1.4. Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов

Огромное множество научных трудов посвящено проблеме личности в спорте. Разработкой данного вопроса занимались такие видные деятели отече­ственной и зарубежной психологии, как А.Д. Ганюшкин (1988), О.В. Дашке­вич (1981), P.M. Зайганов (1998), Е.П. Ильин (2000), Б.Д. Кретти (1978), Р. Мартене (1979), В.В. Медведев (1993), P.M. Найдиффер (1979), В.Г. Норакид-зе (1981), А.Ц. Пуни (1973, 1980), Ф. Хэтфильд (1992), А.С. Fisher (1976) и многие другие.

В 1980 году А.Ц. Пуни отмечал, что личность спортсмена недостаточно изучена, а имеющиеся данные довольно скудны и строятся в основном с опо­рой на результаты одних и тех же психодиагностических методик, которые используются не всегда правильно и по назначению. В последующие годы психология спорта сделала большой шаг в изучении личности спортсмена, ре­зультатом чего стало накопление многочисленных и обширных эксперимен­тальных и теоретических данных. Однако подавляющее большинство работ посвящено исследованию личности спортсменов определённых специализа­ций. Крайне редко встречаются сведения об особенностях личности спортсме­нов как единой социальной группы. Чаще можно встретить данные об особен­ностях личности в конкретном виде спорта. В целом же, больше всего в лите­ратуре встречается данных о специфике таких проявлений личности спорт­смена, как темперамент, воля, эмоциональная сфера, направленность лично­сти, тревожность, мотивация успеха, уверенность в себе, в меньшей степени кажутся изученными особенности интеллекта спортсмена, его ценностные ориентации, а также самооценка. Меньше всего - характер взаимосвязи пси­хологических свойств личности спортсменов и их самооценок.

Существует огромное множество теорий, посвященных структуре лич­ности. Такое положение вещей можно объяснить сложностью данного вопро­са: трудно учесть всё многообразие личностных проявлений человека и уло­жить их в стройную систему, в которой прослеживалась бы и возможная ие­рархия психических явлений, и их самоценность и интегрированность. Наиболее успешно справляющейся с такими задачами кажется структура личности, предложенная К.К. Платоновым (1986). Он предлагает рассматривать лич­ность с четырёх позиций, каждая из которых занимает определённое положе­ние на шкале, противоположными полюсами которой выступают социальная и биологическая стороны человека.

В изученной литературе встречается мнение, согласно которому само­оценка выделяется как особое свойство личности, благодаря её функциям. Так, Л.Н. Собчик (2003) считает, что через самооценку личность приобретает целостность. Множество авторов придерживаются такой же точки зрения: А.А. Реан (1999, 2001) называл самооценку «ядром» личности, Н.И. Сарджве-ладзе (1989) утверждает, что особенности связи субъекта с миром, которая осуществляется в частности через самооценку, обуславливают личностные ха­рактеристики человека, Г.В. Лозовая (2003) называет самооценку одной из ин­тегральных характеристик личности. В связи с вышесказанным становится очевидным, почему так важно знать не просто об особенностях личностных проявлений спортсмена но и о взаимосвязях психологических свойств его са­мооценки и других свойств личности. Тем не менее, данные взаимосвязи ви­дятся недостаточно изученными современной психологической наукой, и осо­бенно психологией спорта. В свете рассматриваемой проблемы, следует также отметить, что рядом авторов те или иные особенности проявления личности зачастую рассматриваются как следствие той или иной самооценки (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996; Сорокун П.А., 1997). Так, например, А.Л. Попов (2000) отмечает, что за счёт завышенной самооценки значительно понижается тревожность. По мнению Л.П. Дмитриенковой и А.Д. Ганюшкина (1979) адекватная самооценка способствует повышению уверенности в себе. Данный подход кажется не совсем оправданным, поскольку нельзя с полной уверенностью утверждать, какие именно показатели находятся в зависимости от других: свойства личности от самооценки, или самооценка от свойств лич­ности. Поэтому более корректным будет обозначить отношения между этими явлениями как взаимосвязь.

Среди накопленных к настоящему моменту данных по этой проблеме можно отметить следующее.

Связь самооценки обнаруживается практически со всеми исследуемыми психологическими свойствами личности (подробнее см. ниже). Это и понятно, поскольку человек способен оценивать любые свои проявления, и в зависимо­сти от этой оценки направлять свою деятельность и развитие. Последователь­но проследим эти взаимосвязи.

Г.В. Лозовая (2003) предполагает, что адекватная, то есть соответст­вующая действительности, а так же довольно высокая и средне дифференци­рованная самооценка является предпочтительной во всех отношениях, однако экспериментально это еще мало изучено. Особенности её взаимосвязи с лич­ностными проявлениями являются наиболее позитивными, что отмечается в изученных литературных источниках. Рассмотрим этот тезис подробнее.

Во-первых, адекватная самооценка обеспечивает эмоциональную ста­бильность личности (Дашкевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988; Палий В.И, 1987). От взаимосвязи эмоциональных процессов и самооценки во многом за­висит успешность, стабильность и надёжность деятельности, в том числе и спортивной. Так, О.В. Дашкевич (1981) основываясь на эксперимнтальных данных, утверждает, что неадекватная самооценка, сопровождающаяся неаде­кватными эмоциями, наблюдается чаще у нестабильно-эффективных и ста­бильно-неэффективных спортсменов. Устойчивая адекватная самооценка наи­лучшим образом обеспечивает проявление данных характеристик деятельно­сти, поскольку связана с низкой эмоциональной возбудимостью (Мальчиков А.В., Пегов В.А., 1988). Напротив, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка наблюдается у эмоционально неуравновешенных спортсменов. Кроме того, по мнению Е.П. Ильина, Ю.Я. Киселёва, В.К. Сафонова (1989) из-за эмоциональной напряжённости может наблюдаться снижение некоторых частных самооценок спортсменов.

По данным Л.З. Левит (1988) самооценка выполняет роль личностного регулятора интеллектуальных процессов и процесса целеполагания. Спорт­смен, имеющий адекватную самооценку, наиболее эффективно использует данные свойства своей психики для решения самых разнообразных, в том числе и профессиональных, задач. При этом эмоциональная и мыслительная сфе­ры спортсмена приобретают большую согласованность. В результате, спорт­смены с подобным сочетанием личностных особенностей достигают лучших результатов. Спортсмены с завышенной или заниженной самооценкой ставят перед собой слишком сложные задачи, либо не ставят их вовсе. Интеллекту­альная и эмоциональная сферы личности у такого спортсмена отличаются за­метной рассогласованностью.

Успешность и надёжность спортсмена зависит от взаимосвязи его мыс­лительных, эмоциональных процессов и самооценки (Мальчиков А.В., Пегов В.А., 1988; Левит Л.З., 1988). Наиболее оптимальным соотношением данных показателей для результативности спортсмена является следующее: высоко развитые интеллектуальные способности, низкая эмоциональная возбудимость и устойчивая адекватная самооценка (Левит Л.З., 1988). Самооценка при этом выполняет роль личностного регулятора, придающего мыслительным процес­сам и эмоциям спортсмена большую согласованность. Спортсмены с подоб­ным сочетанием личностных особенностей достигают лучших результатов (Буравцова Л.В., Гурьянов A.M., 1979).

Следующим моментом в ряду взаимосвязей самооценки, является её связь с волевыми свойствами личности. Так, В.В. Медведев (1993) отмечает, что такие проявления волевой сферы спортсмена, как решительность и сме­лость, а так же инициативность и самостоятельность наилучшим образом про­являются у спортсменов с адекватной самооценкой. Данные свойства лично­сти требуют от спортсмена глубокого знания специфики своих индивидуаль­ных проявлений, что является предпосылкой для формирования адекватной самооценки. Зная свои возможности и особенности, человек способен ставить перед собой реальные цели и настойчиво продвигаться к ним. Таким образом, адекватная самооценка связана с проявлением целеустремлённости - базового для спортсмена качества воли, на основе которого могут развиваться все ос­тальные (Попов А.Л., 2000).

Формирование трезвой уверенности в себе — важный момент тактиче­ской и психологической подготовки спортсмена (Козлова Н.М., 1979). Такого состояния можно достичь, реально оценивая свои силы и возможности, то есть благодаря адекватной самооценке (Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д. 1979). Иными словами, если личность адекватно и высоко оценивает себя, крепнет её уверенность в себе. Человек, не умеющий реально оценить себя, неизбежно испытывает чувство неуверенности или излишней самоуверенности. Так, по данным О.С. Никитиной (1979), реальная оценка своих возможностей, наряду с другими факторами, определяет уверенность спортсмена в себе. Н.М. Козло­ва (1979) установила, что от неуверенности в себе и своих силах снижается самооценка спортсмена (на примере лыжников-гонщиков), что сопровождает­ся ухудшением адаптации к физическим и психическим нагрузкам. Ю.Я. Ки­селёв, Ю.Д. Куликов (1989) утверждают, что субъективная вероятность дос­тижения успеха в значительной мере зависит от самооценки. Заниженная са­мооценка сопровождается устойчивой потерей уверенности в успехе (Дашке­вич О.В., 1981), а завышенная — зазнайством, самомнением, потерей бдитель­ности. Таким образом, самооценка связана с уровнем уверенности в себе.