Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции – весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной. Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. В юности получает новое развитие механизм идентификации – обособления. Именно в юности обостряются способности к чувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сенситивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация уточняет сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на рациональном и эмоциональном уровне общения. Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка. Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того, чтобы дойти до понимания относительно любой независимости, для того, чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.[27]
Как показывают материалы различных исследований, поведение личности старшеклассника достигается на базе сформированного интегративного комплекса морально-волевых качеств и оптимальной морально-волевой саморегуляции поведения. В поведении сознание не только проявляется, но и формируется, совершенствуется, обретая общественное значение и действенность. Нравственное сознание, регулируя, направляя и формируя поведение, в свою очередь, само обогащается практикой, опытом, жизнью. Сила нравственного сознания и поведения – в их единстве, взаимообогащении. Воспитание сознания и поведения в их единстве, преодоление противоречий на пути к нему – это суть процесса нравственного воспитания личности. Вот почему знание внутренней структуры морально-волевой сферы, характера взаимосвязи сознания и поведения позволяет педагогу выявить и осуществить оптимальное педагогическое воздействие на личность старшеклассника с целью дальнейшего его совершенствования. Методическое решение задачи формирования поведения старшеклассников составляет комплексное обеспечение целенаправленных всесторонних воспитательных воздействий на ум, чувства, волю, взгляды, убеждения и поступки, идеала, опыт, сознание и поведение, когда вербальные и практические воздействия органичны, когда общественный опыт поведения осознается и переживается, находит в индивидуальном опыте личности старшеклассника дальнейшее развитие.[28]
Таким образом, оптимизация процесса выработки поведения у старшеклассников достигается за счет совершенствования содержания, обеспечивающего единство моральных и волевых качеств личности, и методики учебно-трудовой деятельности как ведущего средства воспитания.
2 Эмпирическое исследование агрессии и самооценки, обучающихся ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж»
2.1 Методы и методики исследования
Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования – психики человека – накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его результативность.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Опросники.Самый прямой метод – просто опросить людей, опросники позволяют непосредственно задавать вопросы. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности.
Эверил (1982) указывает на преимущества опросников при изучении поведения, неприемлемого или не поощряемого в данной культуре. Он утверждает, что опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть, не хотят признаваться.
Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения дорожной полиции, статистика преступности. Изучение архивных данных позволяет исследователю получить информацию, не обращаясь непосредственно к людям, которых он хочет изучить. Сведения, собранные в архивах, скорей всего будут отличаться сравнительно высокой степенью объективности и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя данных потребует кропотливого труда.
Методика исследования агрессивности личности«Диагностикапоказателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»
Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. одноимённый опросник, – одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности.
А. Басс разграничивает понятия «враждебность» и «агрессия». А. Басс определяет враждебность как скрытно-вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу.
Опросник А. Басса – А. Дарки включает инструкцию и 75 вопросов-суждений. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
По числу совпадений ответов с ключом, оцениваемых как 1 балл, определяются уровни выраженности присущих Вам форм агрессивности и враждебных реакций (приложение №6).
По методике определяем следующие виды агрессии:
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия– в этой шкале под термином понимают как агрессию, которая окольным путём направлена на другое лицо, – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются отсутствием направленности и неупорядоченностью.
3. Склонность к раздражению– готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.
4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида –зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность –недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.