Было доказано, что правое полушарие мозга очень чутко реагирует на изменение веса тела, вызванное действием гравитационных сил. Это лишний раз подтверждает ведущую роль правого полушария в построении «схемы тела».
Существенный практический интерес в этой связи имеют факты, установленные американским психологом Г. Виткиным. Согласно его наблюдениям, уровень развития ребенка в определенной степени зависит от того, как рано выработалось у него способность ориентироваться в окружающем, используя для этого постоянно действующую на тело силу тяжести. В самом раннем детстве ориентирование в пространстве может осуществляться двумя способами. В первом случае суждение о положении своего тела ребенок выносит из зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, из того, как меняются их вид и размеры при его передвижении. Второй тип ориентации в пространстве связан с более тонким и полноценным использованием нервной импульсации, поступающей из органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела. Замечено, что ребенок пользующийся вторым типом ориентации проявляет большую активность и самостоятельность. Со временем это распространяется на развитие всей чувственной сферы и на совершенствование двигательных реакций, что положительно сказывается на формирование характера и интеллекта.
Практические выводы, вытекающие из рассмотренных научных фактов, содержат два важных требования: предоставлять ему для движений побольше «беспредельного» пространства и не стремиться облегчить каждый его шаг, применяя для этого «ходунки» и другие хитроумные приспособления.
Говоря о функциональной специализации полушарий головного мозга, нельзя обойти молчанием интересную концепцию Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной. Авторы пришли к выводу, что при этом по-разному меняется отношение больных к пространству и времени. Так при поражении правого полушария мозга наблюдаются преходящие расстройства, выражающиеся в том, что пространство и время переживаются больными как менее актуальными, вплоть до их полного игнорирования. При этом игнорируются и все внешние воздействия, даже силы гравитации. Правая половина индивидуального пространства человека более значима для формирования чувственных образов. Левая же половина этого пространства наделена иными функциями, которые способствуют деятельности абстрактного мышления и планированию произвольной двигательной активности. Таким образом, функции прошлого времени человека связаны с правым полушарием, будущего – с левым.
Последовательная временная отмеченность событий способствует пространственно-временной организации опыта чувственного познания – «чувственной базы» сознания. Пространство и время являются поэтому непременным условием для формирования сознания и самосознания: человек осознает себя и окружающий мир только в конкретном пространстве и времени. Организация процессов чувственного познания в конкретном времени и пространстве обеспечивается специальными механизмами правого полушария. В то же время процессы абстрактного познания, как правило, свободны от рамок конкретного пространства и времени и непосредственно связаны с речью. Механизмы, предназначенные для этой цели, находятся в левом полушарии [2, с. 144].
2. Сила психики
Мысли, чувства, волевые побуждения осознаются человек как проявления его собственной внутренней сущности, составляющей своеобразный психический центр – субъект Я, который воспринимается как нечто постоянное, временное и в значительной степени неизменное. С течением времени у человека меняются наружность, привычки, образ мыслей, объем знаний, но его Я – в смысле внутреннего самоощущения процесса жизни – остается одинаковым в любом возрасте.
Сейчас мы уже знаем, что человеческий организм – в высшей степени самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, Достигнув высшей ступени эволюционной лестницы, мозг человека приобрел особое свойство – высочайшую степень пластичности, т.е. умение приспособлять функции организма к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Встречаясь в повседневной жизни с различного рода трудностями и расценивая их нередко как непреодолимые, стоит вспомнить об истинных возможностях человеческой психики, о резервах нервной системы.
Повседневная жизнь постоянно убеждает в том, что наше физическое самочувствие определяется психическим состоянием. Идея психического влияния на телесные функции являлась идеей и всей преднаучной психологии, в которой понятие психики теснейшим образом связывалось с понятием «души» как непознаваемой божественной сущности. «Душа» есть особое существо, присоединенное к телу «непонятным чудом», утверждал крупнейший из сторонников учения Лейбница немецкий философ Хр. Вольф (1679 – 1754). Будучи наделена особыми силами, душа приобретает способность восприятия и способность произвольного движения. Все представления человека об объектах есть не что иное, как самопорождения нематериальной сущности, Именно спонтанная активность души, обладающей первично данными ей творческими возможностями, производит в психике человека весь мир представлений и стремлений.
Открытие клеточного строения растений и животных значительно поколебало позиции идеалистов, так как позволило воочию увидеть интимнейшие процессы в тканях организма, проследить развитие болезненных процессов на клеточном уровне. Это был колоссальный по своей значимости скачок в развитии естественных наук. Вместе с тем это привело к тому, что учение всех специальностей стали искать причины заболеваний исключительно на клеточном уровне и, по существу, забыли о таком уровне регуляции организма человека, как психика.
Первым и весьма сильным толчком послужили идеи И. М. Сеченова (1829 – 1905) о рефлекторной природе психической деятельности и его исследования деятельности головного мозга. Интенсивное развитие данного направления связано с учением И.П. Павлова (1849 – 1936) о высшей нервной деятельности, базирующимся на огромном экспериментальном материале, полученном с помощью объективного метода условных рефлексов.
Проблемам взаимоотношений психики и тела посвятил свою жизнь З.Фрейд (1856 – 1939). Для своего времени им были поставлены проблемы большой важности: роль бессознательного в психике человека, психофизиологические механизмы страха и других эмоций, уровни психической регуляции функций организма и поведения человека и др. Трагедия Фрейда как ученого состояла в том, что точному эксперименту он противопоставил искусственные теоретические построения.
Американский врач и психолог Ф. Александер (1891 – 1964) выдвинул своеобразную концепцию о психическом происхождении некоторых заболеваний.
Он утверждал, что при каждом заболевании, возникающем «на нервной почве», имеется ядро эмоцоинального конфликта, которое и является причиной болезни того или иного органа или же физиологической системы.
Несмотря на значительные успехи психосоматической теории, достигнутые ею за последние полвека, всесторонняя разработка вопросов взаимоотношений психики и тела все еще остается делом будущего [5, с. 191].
Психика, представляющая собой субъективные продукт объективной реальности, приобретает способность воздействовать на материальные звенья физиологических систем.
Отличительным свойством биологических объектов является их преимущественная ориентация на усложнение систем, т.е. на реализацию процессов негэнтропии, на уменьшение степени неопределенности. Это обстоятельство послужило причиной последовательной структурной и функциональной самоорганизации живых организмов. Как известно, процесс самоорганизации биологических организмов в ходе филогенеза был неразрывно связан с совершенствованием их отражательных функций, что привело к развитию органов чувств, а затем к высокоорганизованной психической деятельности человека. Отражение явилось тем условием, которое положило начало процессу развития живого, так как именно через отражение формируется все виды памяти, представляющей собой сохранение следов прошлого опыта, на основе чего биологические объекты получают возможность приобретать новые качества. Различают такие формы отражения, как отражение-след, являющееся основой памяти; отражение-изменение, характеризующее те перемены в объекте, которые происходят в процессе взаимодействия материальных систем; отражение – ответная реакция, связанное с активностью отражающего, направленной на внешнюю среду; отражение – воздействие, направленное на изменение окружающей действительности.
Если процессы отражения в неживой природе охватывают первые две формы, то живая материя включает все четыре формы отражения. Существенная особенность состоит в том, что живое приобретает свойство отражать не только внешнюю, но и свою собственную внутреннюю среду. Кроме того, в отличие от неживого живое вырабатывает способность к избирательности отражения как внешних, так и внутренних воздействий [1, с. 191].