3. Игра с метафорой.
Обыгрывание метафоры - один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое - знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: "Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?".
Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.
Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:
" Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
" Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
" Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
" Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?
Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.
Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли "энциклопедии", либо "адвоката дьявола" в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.
В режиме "адвоката дьявола" он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать "вторжение" группы на "территорию" его области знаний.
Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.
Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.
Блок-схема синектического процесса
1. Постановка задачи
2. Перевод задачи, "как она поставлена" в задачу, "как она понимается".
3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.
4. Работа по поиску аналогий.
5. Использование аналогий:
o Прямая аналогия
o Символическая аналогия
o Личностная аналогия
o Фантастическая аналогия
6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.
Операторы синектики
Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики - конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний - таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины "интуиция", "эмпатия" и пр. - просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.
Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.
Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде. Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:
а) Превращение незнакомого в знакомое.
б) Превращение знакомого в незнакомое.
А. Превращение незнакомого в знакомое
Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему - пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может "проглотить" эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.
Б. Превращение знакомого в незнакомое
Превратить знакомое в незнакомое - означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В "известном мире" предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного - основа творчества. Синектика выделяет три основных механизма превращения известного в неизвестное:
1. Личная аналогия.
2. Прямая аналогия.
3. Символическая аналогия.
По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы - специфические умственные операторы, специальные "орудия" активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную "механизацию". Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.
Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.
Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.
Виды аналогий
1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание "радужное постоянство", так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить "в образ" этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.