В качестве ценностей может выступать буквально все, что связано с удовлетворением самых разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных.
Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной на протяжении всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают у себя ценностные ориентации каждого из супружества. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть более широкий от общесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супружества, тем более в них возможностей для взаимопонимания, т.е. для единства.
Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентаций. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью. Супруги в процессе семейного взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных, преодоление которых требует от них определенных усилий. Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степень удовлетворенности браком.
Анализируя данные, по которым люди составляют представление друг о друге (статусе, общности интересов и т.п.), можно сформировать следующий список основных сфер интересов-спутников обычного современного человека: профессия, семья, увлечения, уклад семьи, образование, отдых, общение с животными, жилище, гуманизм и стремление его проявлять, вера, здоровье, материальное благополучие. На их основе можно выделить основные ценности, которые могут быть характерны для типичной семьи:
- Любовь как форма реализации своих духовных потребностей
- Забота о близких
- Возможность быть объектом заботы, поддержки
- Дети
- Продолжение рода
- Здоровье
- Интересное совместное времяпрепровождение
- Сексуальная удовлетворенность
- Совместное ведение хозяйства как вариант комфорта, обустройство жилища
- Отдых физический, психологический
- Финансовая поддержка и др. [6].
Перечисленные ценности и стремление ориентироваться на них отражают образ жизни человека, представляя различные сферы жизнедеятельности: духовную, интеллектуальную, материальную, витальную. Семья в своем развитии проходит определенные стадии, составляющие вместе жизненный цикл. Смена стадий основана на возрастных изменениях (прохождение через возрастные кризисы), а также рождении детей, внуков и сфере деятельности, связанной с их выращиванием и первичной социализацией.
Иерархия ценностей для каждого человека может быть разная. Когда люди образуют семью, то несовпадение иерархий ценностей каждого из ее членов может стать причиной конфликтов в семье и даже ее распада. В то же время, такое несовпадение может и сплотить ее членов, обогатить, позволить семье стать, например, более духовно наполненной.
Взаимосвязь ценностей, их содержание и иерархия определяют динамику взаимоотношений членов семьи и семьи как группы в целом [6].
Многие исследователи относят супружеские отношения к одному из видов взаимодействия. Причиной этого взаимодействия является соответствие, согласованность ценностно-смысловых координат жизненных миров [7, 8]. И.Ф. Дементьева отмечает, что объединение людей в браке связано с естественной перестройкой их ценностей и становлением системы общих семейных ценностей.
Теоретический анализ позволил нам в качестве системообразующего фактора семейной системы выделить согласованность ценностей супругов, которая приводит к становлению в процессе супружеских отношений единой системы семейных ценностей.
Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:
- персонализацией как процессом трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира;
- персонификацией как процессом порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира (В.Е. Клочко ).
Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.
Принимая во внимание, что семья – это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующими подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.
Важен и интересен вопрос о динамике семейных ценностей супругов с увеличением продолжительности брачных отношений. Эта динамика может различаться у мужчин и женщин в связи с тем, что «истории» людей, живущих вместе, это, как правило, разные истории. Ценности обусловливают ориентации факторов на выполнение определенных ролей в семье, а также обусловливают ожидания, связанные с выполнением семейных ролей партнерами/партнершами.
У женщин некоторые исследователи отмечают более выразительную динамику двух семейных ценностей: как правило, снижается ценность внешней привлекательности и возрастает интимно-сексуальная ценность супружеской жизни. У мужчин изменений в выраженности ценностей меньше, чем у женщин [14] .
Интересно в плане практической ценности исследование динамики семейных ценностей, организованное Клочко В.Е. В названном исследовании были использованы следующие методы: методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (адаптированный Д.А. Леонтьевым), тест "смысложизненные ориентации" (адаптированная Д.А. Леонтьевым), методика изучения межличностных отношений Т. Лири (вариант Л.Н Собчик).
Соотношение результатов, полученных по методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича позволило выделить шесть основных тенденций в динамике ценностей супругов.
Так, тенденция "сохранения тождественности" характеризуется сохранением значимости тождественных ценностей у супругов на обоих этапах.
Тенденция появления в группе значимых ценностей у одного из супругов той ценности, которая первоначально входила в группу значимых у другого супруга и уровень значимости которой для второго супруга в последующем сохраняется, названа автором тенденцией "заражения".
Тенденция "угасания" определена автором нами как тенденция снижения уровня значимости какой-либо ценности у обоих супругов, что проявляется в уходе этой ценности из группы значимых у обоих супругов.
Тенденция, "эффект обмена ценностями", проявляется в том, что ценности, входившие в группу значимых у одного из супругов, в последующем являются значимыми для другого, но при этом значимость их снижается у первого супруга.
Тенденция снижения значимости ценности для одного из супругов, тогда как для другого значимость данной ценности сохраняется, была названа автором тенденцией "расхождения".
Тенденцию в сохранении различий в группах значимых ценностей у супругов назвали тенденцией "сохранения индивидуальности".
В ходе анализа выделенных тенденций отмечено, что большие изменения ценностных компонентов наблюдаются в группах успешных и условно неуспешных семей. При этом динамика ценностных систем в группе успешных семей наиболее проявляется в таких тенденциях, как "сохранение тождественности", "заражение", "расхождение", а в группе условно неуспешных семей – в тенденциях "угасания", "сохранения индивидуальности". В группе условно успешных семей зафиксировали только две тенденции в динамике ценностных систем – это "сохранение тождественности" и "сохранение индивидуальности", что и обеспечивает большую стабильность значимых систем ценностей супругов данной экспериментальной группы.
Важно отметить, что результатом перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека в процессах персонализации, согласно выделенным тенденциям, является увеличение (или снижение) тождественности ценностных компонентов образов миров, формирование "общего фонда ценностей", становление системы общих семейных ценностей.
Качественный анализ результатов показывает, что во всех группах неизменными остаются терминальные ценности "любовь" и "здоровье". Общие семейные ценности супругов из группы успешных семей представлены на первом этапе терминальными ценностями "любовь", "здоровье", "счастливая семейная жизнь", "интересная работа" и инструментальными ценностями "ответственность", "честность".