Смекни!
smekni.com

Системный кризис в психологии (стр. 5 из 7)

3. Понимание человека в педагогике

Развитие педагогической теории предполагает интеграцию научных знаний о мире и человеке. Такая интеграция особенно необходима в наше время, когда речь идет о создании "Новой педагогики"[29]. Без ответов на вопросы о месте, сущности и назначении человека в мире, его возможностях, механизмах внутренней и внешней деятельности - развитие человека и человечества становится все более проблематично.

Важнейшими средствами совершенствования человека являются воспитание и обучение, направленные, в конечном счете, на его развитие.

Хотя человек не является непосредственным объектом педагогики, но все ее теоретические прикладные разработки направлены на исследование факторов развития личности, механизмов ее совершенствования. И поэтому объектом педагогике выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. А для практического решения этой задачи в педагогике, в первую очередь, необходимо иметь целостное представление о человеке, о целях, путях и механизмах его развития. Сегодня, как никогда, возникает объективная необходимость разработки целостной модели, включающей сущностный и системный компоненты, с помощью которых можно было бы моделировать педагогические воздействия, обеспечивающие более эффективное решение задач воспитания и обучения[30].

Целостная педагогическая модель требует учета и нахождения единой основы для определения сущности человека, не только как биосоциальной, но и идеальной, полюсно-полевой, геоцентрической, антропологической, разрабатываемой на стыке различных наук. Системный подход к моделированию человека чрезвычайно сложен и многопланов, но сегодня он необходим как для теории, так и для практики педагогической деятельности. Целостная модель позволит более четко определить представление об объекте педагогической науки, конкретизировать цели, задачи и направления развития человека в окружающем мире, его возможности, позволит выявить условия и механизмы педагогического воздействия, а также ставить и решать конкретные педагогические проблемы.

Целостная модель человека в педагогике не имеет однозначного толкования, поэтому мы приведём теоретико-методологические основы для ее построения и вариант такой модели.

В педагогике человек рассматривается как органическая, открытая, динамическая, самоорганизующаяся система, обладающая относительной самостоятельностью и являющаяся подсистемой общества и природы, способная в определенных условиях к саморазвитию.

Исследуя человека как органическую систему, выделим органическую основу, системные свойства, определяющие факторы, функции, уровни регулирования, программы реализации потребностей, сферы проявления деятельности и с учетом этих положений определим его сущность. Основу органической системы составляют: вещество, энергия и информация[31], через них обеспечиваются системные свойства, соответственно: целостности, адаптации и развития[32]. Посредством факторов наследственности, среды и воспитания реализуются функции: сохранения, приспособления и развития человека как системы. Процесс реализации функций происходит через соответствующие программы на различных уровнях: бессознательном, подсознательном и сверхсознательном. Сознание может охватывать часть из вышеуказанных уровней, но практически его возможности не ограничены и по мере изучения человеком самого себя оно может стать определяющим фактором для его саморазвития.

Программы управления реализуются, удовлетворяя потребности: витальные, общественные, духовные (познания, созидания, творчества и единения)[33]. Эти потребности проявляются в биологической, социальной и идеальной сферах. Анализ представленных элементов позволяет выделить сущность человека как биосоциально-идеальную систему.

Модель человека как самоорганизующейся системы включает следующие элементы: восприятия и переработки информации (рецепторы, сознание); регулирования поведения (программы реализации функций через потребности); управления (субъект "концепция Я"); сохранения и накопления информации (память); каналы приема и передачи информации (интуитивный, логический, этический, эмоциональный, сенсорный, жизненного тонуса, физический); переработки и выработки психической энергии (аффектную структуру, определяющую мотивацию и волю).

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Динамические процессы самоорганизованных, открытых систем обеспечивают существование данных систем до определенных границ внешних условий[34]. Оказавшись в критических условиях, система способна продолжить свое существование только за счет развития, качественной перестройки своей организации, которая возможна при условии целенаправленного использования информации о своем будущем состоянии, адекватно прогнозируемым изменениям.

Человек становится саморазвивающейся системой, когда он не только формируется в субъекта, принимающего решения в зависимости от внешних условий, но и когда он становится субъектом и для внешних условий, через которые преобразует и свои внутренние программы управления.

Объединяя в единую схему рассмотренные системы (органическую, самоорганизующуюся, субъект-объектную), а, также учитывая все внутренние и внешние связи, получим целостную модель человека, которая предназначена для более эффективного изучения механизмов и факторов ее развития в педагогике. А так же представленная модель конкретизирует цели и задачи воспитания обозначает более активную позицию человека как биосоциального феномена.

Кроме того, в представленной педагогической модели элементы выделены не по строению или психофизиологическому единству, а по системным свойствам, позволяющим определить механизмы внутренней и внешней деятельности. Именно учет этих механизмов для педагогической деятельности имеет наиболее существенное значение в решении задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Так данный подход позволяет конкретизировать цель педагогической деятельности, как развитие человека из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся - личности, которая одновременно становится субъектом, осуществляющим целеполагание, и индивидуальностью, способной принимать решения и реализовывать поставленные цели. При этом задачи воспитания определяются, как: развитие ценностных ориентаций и формирование иерархии потребностей; задачи обучения, как: развитие когнитивных образований и формирование структуры мышления. Целостная модель позволяет оценивать эффективность решения выделенных задач по критериям эффективности функционирования механизмов внутренней деятельности.

4. Понимание человека в естествознании

Совокупность естественных наук, как наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе) представляет собой естествознание. Человек в рамках естествознания занимал не всегда однозначное положение.

На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на роль биологического и культурного в природе человека резко расходились между собой, поэтому исследование природы человека в рамках естественных наук то поощрялось, то подвергалось критике

Так, в 1900 году и ученые, и широкая публика были убеждены в том, что сердцевина человеческой природы задана от рождения — в особенности, в той ее части, которая определяет индивидуальные и групповые различия. Приоритет изучения человека склонился к анотомии, нейрофизиологии и т.д. Но уже к 1930–40-м годам все большее число ученых разделяли мнение о подавляющем значениесреды и верили в то, что разгадку человеческой природы даст исследование его как социального феномена и приоритет работ переносился на социологию, педагогику и т.д.[35].

Думается, спор между биологией (или наследственностью) и культурой (или средой) в своей основе ложен. Наша конкретная “природа” формируется в результате развития человека в специфической исторической “культуре”. Тем не менее, спор продолжается, и различия во взглядах на значение каждого измерения остаются весьма реальными.

Людям на рубеже XIX и ХХ веков казалось, что теория эволюции установила, наконец, преемственность между природой и человеком, между естественными науками и науками о человеке. Принцип преемственности сторонники теории эволюции всегда считали наиважнейшим, хотя ясности в том, как его применять, у них не было. К тому же, многие — в том числе из тех, кто разделял теорию эволюции — не думали, что преемственность между человеком и животными означает, что человека следует изучать наравне с другими частями природы, а науки о человеке — считать отраслью естественных наук[36].

Характерные для XIX века спекулятивные реконструкции анатомической, психологической и социальной эволюции человечества привели к тому, что в начале следующего столетия эволюционные идеи оказались, скомпрометированы в глазах многих гуманитариев. Работы Дюркгейма в социологии, Малиновского в социальной антропологии и Соссюра в лингвистике касались современных структур и процессов и исключали эволюционное измерение. Однако на науки о человеке продолжали оказывать влияние, по меньшей мере, две магистральные идеи XIX столетия. Во-первых, удерживала свои позиции вера в значение эмпирических методов; Малиновский, к примеру, защищая идею основанной на полевых исследованиях антропологии, опирался на взгляды философа науки и позитивиста Эрнста Маха. Во-вторых, биологию и науки о человеке продолжала связывать функционалистская установка — т. е. объяснение через отношение частей к целому: например, интерпретация отдельных действий людей через их образ жизни в целом или их положение в обществе. Такая объяснительная схема примиряла широкие философские представления о целостности с конкретными эмпирическими исследованиями и поиском объективных методов[37]