Институт коммерции и права
Реферат по курсу «Психология и педагогика»
на тему
«Сновидения и проникновение в бессознательное»
Выполнила
студентка 2 курса
вечернего отделения
специальность Менеджмент
Монахова Т.Б.
Научный руководитель
доцент Уткин В.Г.
Москва 2006 г.
Введение
2.1. История возникновения научного интереса к сновидениям
2.2. Сознание и бессознательное
2.3. Попытка понимания происхождения сновидений
2.4.Техника толкования сновидений
2.5. Перспективы использования сновидений
Заключение
Список использованной литературы
Сознание, психика, бессознательное, – все эти понятия не только продолжают оставаться главенствующими и до сих пор загадочными категориями в научном изучении человеческой личности, но так же областями знаний интересными любому человеку. Хотя бы раз в жизни каждый из нас задумывался над вопросами «Кто я?», «Где кончается физическая часть меня и начинается неосязаемая?», «От куда берутся сны?», «Почему иногда они бывают пророческими, а иногда повторяющимся из ночи в ночь кошмаром?», «Есть ли ответы на все эти вопросы, или широты наших знаний не достаточно для того, что бы объяснить это?».
Сновидения в психологии как психический феномен кажутся еще более таинственными свойствами человеческой психики. Это происходит из-за малодоступности и трудности изучения этого явления, и частично в связи с тем, что ученые, исследователи сна подходят к этой теме с различными, порой изначально противоречивыми критериями и установками. Это все более запутывает вопрос.
Сновидения имеют много общего с такими психическими явлениями как галлюцинации, иллюзии, видения, воображение, фантазии, гипнотические состояния сознания, что позволяет предположить существование некого единого механизма возникновения этих явлений. Очевидно, что сновидения связаны с работой и проявлением и сознания, и психики человека в целом, а, следовательно, более глубокое, обстоятельное, а главное правильное изучение снов поможет исследователю обнаружить основную суть и принципы функционирования сознания. Многие великие ученые с мировым именем обращались к изучению сновидений. Среди них, в первую очередь, конечно, 3. Фрейд и К. Юнг.
Таким образом, изучение и исследование этой скрытой психической, душевной стороны жизни человека остается актуальной и по настоящее время. Существует достаточно много теорий и предположений относительно причин возникновения и психической организации сновидений, но большинство из них являются малодоказательными и часто неясными, туманными, противоречивыми по сути. Единой, всеобщей, стройной, общепризнанной теории снов пока не существует. Проблема теории и подходов к изучению скрытой психической деятельности человека остается открытой.
Основная цель данной работы – попытаться разобраться в существующем объеме мнений, познакомиться с методикой толкования сновидений с научной точки зрения, определить для себя, что в исследовании бессознательного достойно внимания и изучения, а что является лишь овеянным мистикой наследием наших предков, подробней ознакомиться с работами основоположников психоанализа, таких как Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.), и его ученик Карл Густав Юнг (1875 - 1961 гг.). Конечно, в рамках данной работы невозможно углубленно проанализировать и предпринять попытку решения какого-либо из существующих вопросов науки сновидений и бессознательного, так как даже для формирования понимания многих из них требуется большое количество времени и необходимость ознакомиться с различными трудами по психоанализу за более чем вековой временной интервал.Донаучный период интереса человека к сновидениям имеет длительную историю. Сколько пребывает человечество на земле, столько существует этот интерес. Тема сновидений этого долгого исторического этапа окутана пеленой тайны и мистики. Она в большей степени связана с суевериями, приметами, языческими и тотемными культами, религиями, верой в духов, сообщения умерших предков и в божественные откровения.
Как показывают современные исследования, у первобытных народов содержание сновидений имеет первостепенную важность и служит ориентиром в поведении, отношениях с природой и между людьми, в повседневной трудовой деятельности (охота, рыбалка, выбор места жилья и т. д.). Исследования древних культур, а также современных быта, мифов, культов и сновидений таких народов как Буду (Карибы), Зулу (юг Африки), коренных шаманских поселений Азии, Сибири и Дальнего Востока — позволят обобщить весь объем информации в единую мысль: в сновидениях душа человека покидает тело и путешествует в пространстве; она может встречаться с душами других людей, а также получать информацию и опыт от умерших предков, героев и духов...[3]
Психология как наука зарождалась в рамках философии. Первые древнегреческие философы, конечно, не могли обойти вниманием такой психический феномен как сны. Аристотель придавал им функцию воображения и считал их побочным продуктом предыдущих ощущений. Демокрит считал, что сновидения - это особые излучения, исходящие ото всех людей и вещей, которые способны проникать в тело и сознание спящего. Согласно Платону, печень является биологическим очагом сновидений, а древнегреческий философ Артемидор из Далдиса написал основной труд своей жизни, своеобразный словарь снов, в котором отразилась первая попытка обобщения и интерпретации символических ночных образов и видений.
В эпоху становления и развития основных мировых религий (буддизм, христианство, ислам) сновидения толковались и объяснялись в рамках соответствующего, конкретного, религиозного описания мира. Но по своей сути, форме и принципам не сильно отличались от более древних толкований.
В рамках растущего научного материалистического мировоззрения различные ученые, философы пытались давать сновидениям свои объяснения. Т. Гоббс видел во снах фантомы прошлых ощущений, обратную сторону человеческого воображения. Р. Декарт считал, что это результат деятельности органов чувств спящего, отвечающих его желаниям. Кант, как и Вольтер, был сторонником того, что это бессмысленный предрассудок и следствие расстроенного пищеварения. [4]
К началу XX века наряду с открытиями в области электричества, с развитием естествознания, биологии, физиологии формировались физиологические модели сновидений. Согласно Павлову, сновидения - это результат возбужденных очагов нервных клеток головного мозга в процессе торможения. Такая теория хоть и дала понимание о связи психического и соматического, но является ограниченной и недостаточной, как и любая другая физиологическая модель, объясняющая психику и сознание человека.
Поэтому подлинной революцией в изучении и осознании психического (многоуровневой конструкт) явилось параллельное исследование и открытия в Европе основоположника известного в мире психоанализа — 3. Фрейда.
«Я считаю своим долгом заявить, что сновидения действительно имеют значение, и действительно возможен научный метод их толкования» (1900 г.).[6]
Первая серьезная научная попытка психологического, а не физиологического объяснения феномена сновидений дала мощный толчок к поиску новых путей и возможностей в исследовании снов разными учеными. В ходе становления и развития мирового психоаналитического движения пересматривались, изменялись, дополнялись отдельные положения теории 3. Фрейда. Сны заняли свое достойное место в общей психологической структуре других множественных психических проявлений человека.
Великие психоаналитики и неофрейдисты Адлер, Фромм, Берн, Роджерс, Маслоу, Перлз вслед за Фрейдом стремились более основательно проработать проблему сновидений. [2] Неоценимый вклад в понимание сновидений внес Карл Густав Юнг, значительно расширив и дополнив их мифологическим и духовным содержанием. Аналитическая психология Юнга пролила новый, дополнительный свет на сущность сновидений.
По прошествии времени становится понятно, что сами теоретические концепции Фрейда и Юнга - это не нерушимые аксиомы, не всегда хорошо, в строго научном смысле, поддающийся эмпирическому подтверждению и научной доказательности, и не объясняющие всеобщие принципы работы психики и сознания (но мифы, работающие в определенных плоскостях человеческого бытия).
Важным событием в 1927 г. явилось открытие Ганса Бергера, который показал, что разность электрических потенциалов мозга может быть измерена и записана в виде графика — энцефалограммы. В 1937 г. А. Лумис, Э. Харвей и Дж. Хобарт впервые осуществили электроэнцефалографическое описание сна. Теперь сон и сновидения можно было изучать лабораторно. Было выявлено 5 фаз сна: 0 — дремота; 1 — легкий сон; 2 — полуглубокий сон; 3,4 — глубокий сон.[4]
И только в 1953 г. Э. Азеринский и Н. Клейтман (чикагский университет) открыли глазную активность во время сна, что конкретно соответствует фазе сновидений. Таким образом, появилась возможность более детального и научного изучения сновидений. Было разработано множество других методов исследования сновидений с помощью различных приборов, но все они давали информацию сугубо физиологического характера, и хотя такие исследования значительно продвинули науку в понимании возникновения и прохождения сновидений, но по настоящему они не привели к серьезному открытию их природы и роли в жизни человека и не дали исчерпывающих объяснений этого феномена.
Такая ситуация длится и на современном этапе. Все новые созданные теории сновидений являются производными от двух фундаментальных научных подходов к их изучению: психоаналитического и физиологического. Эти современные теории сна не превосходят гения Павлова и Фрейда-Юнга.